Фото: Jon Flobrant
Фото: Jon Flobrant

Мне не кажется, что я летаю дольше

Замечали вы или нет, но это факт: многие авиаперелеты стали длиннее.  

Как показали результаты недавнего исследования организации WHICH, защищающей права потребителей, время авиадвижения по некоторым маршрутам увеличилось от 10 до 35 минут. Это касается, например, таких перевозчиков, как British Airways, EasyJet, Ryanair. И даже продолжительность одного из самых коротких перелетов Ryanair — из лондонского Станстеда в берлинский Шёнефельд — теперь составляет 2 часа 50 минут вместо 2:40. Информацию WHICH подтверждают и специалисты OAG, британского аналитического центра, одной из крупнейших подобных организаций в мире. OAG известны своей базой данных, в которой хранятся полные сведения о совершенных и запланированных рейсах 900 авиакомпаний в 4000 аэропортов.

Однако заметить, что продолжительность авиарейсов увеличивается, может только опытный путешественник, который хорошо и давно знаком с конкретным маршрутом. Простым авиапассажирам разница в длине полетов, скорее всего, не будет видна — именно на это и рассчитывают перевозчики.

Предположим, но зачем это нужно авиакомпаниям?

Главная цель авиаперевозчиков — это дополнительная страховка от опоздания. Если рейс опаздывает в пункт назначения больше чем на 3 часа, каждый пассажир вправе потребовать от авиакомпании компенсацию до 600 евро, предусмотренную особым регламентом Европейского союза. Любая авиакомпания, которая стремится к максимализации прибыли, заинтересована в том, чтобы найти способ избежать подобных выплат.

Увеличивая продолжительность перелета, авиакомпания оставляет себе определенный «страховочный запас»: если рейс опаздывает, самолет просто ускоряется до максимально возможной скорости и экономит то самое время, на которое увеличили стандартную длительность рейса. Поэтому, затягивая перелеты, перевозчики экономят миллионы евро: они больше не опаздывают на 3 часа, изначально заявляя большую продолжительность рейса, чем это возможно, исходя из характеристик самолётов.

В одном только 2018 году благодаря такой тактике авиакомпаниям по всему миру уже удалось избежать подачи претензий на выплату компенсаций, суммарный размер которых превышает 4 млн евро. Интересно, что такой масштабной экономии удалось достичь всего за 4 года: еще в 2015 году авиакомпании «не выплатили» 1,5 млн евро, в 2016 году — 2 млн евро, а в 2017-м — почти 4 млн евро. То есть общий размер компенсаций, предусмотренных европейским Регламентом ЕС №261, от уплаты которых удалось уклониться авиакомпаниям, составляет 11 млн евро.

Хорошо, а почему рейсы в принципе настолько часто приходится задерживать?

Дело в том, что сегодня в мире ежедневно выполняется количество полетов, которого в истории авиации до сих пор не бывало, пояснил «Снобу» генеральный директор AirHelp Хенрик Зиллмер. Это приводит к перегруженности воздушного пространства, а значит, и к неминуемым задержкам рейсов.

Есть ли еще разумные причины затягивать полет?

Да. Так перевозчик страхует себя от возможных проблем и срыва сроков: самолет летит медленнее, чем это возможно, и за счёт этого при отставании от графика его проще наверстать, и пассажиры прибудут на место вовремя.

К тому же при движении на скорости ниже максимальной снижается расход топлива, что также помогает компаниям сэкономить.

На что вправе претендовать пассажиры при нарушении расписания полета?

Пассажирам важно помнить о своих правах, которые закреплены в регламенте Flight Compensation Regulation 261/2004. Вот что можно требовать, если вы пострадали от задержки, отмены или овербукинга рейса:

  • питание, напитки, доступ к средствам связи при задержке более двух часов;
  • финансовую компенсацию в размере до 600 евро на человека при задержке более трех часов;
  • место на другой рейс до пункта назначения или возмещение стоимости билета;
  • размещение в гостинице, если из-за задержки рейса пассажир вынужден провести в аэропорту одну или несколько ночей.

Чтобы пассажир мог претендовать на компенсацию, надо, чтобы либо аэропорт вылета находился на территории ЕС, либо чтобы перевозчик базировался в Евросоюзе. Помимо этого опоздание рейса должно происходить по вине авиакомпании.

Правом на финансовую компенсацию можно воспользоваться в течение трех лет со дня задержки.

Могу ли я требовать компенсацию, если рейс был сорван из-за ЧП?

Если рейс задержан или отменен из-за неблагоприятных метеорологических условий или необходимости оказания неотложной медицинской помощи, авиакомпания освобождается от обязательства выплачивать компенсацию пассажирам.

Подготовила Арина Крючкова