КЭФ’19. Промышленник Михаил Сутягинский: Российским предпринимателям нужна господдержка
Все вращается вокруг человеческого капитала. Объединяться должны все специалисты: и топ-менеджеры, и те, кто стоит у станка, и те, кто занимается вопросами подбора персонала, и те, кто развивает новые технологии. Это формирует особую предпринимательскую среду, командный дух, что, в свою очередь, дает возможность создания нового общества.
Сейчас же Россия пожинает плоды советского наследия. Утеряны производственные технологии, разрушены предприятия. Для строительства новых необходимо разрабатывать новые решения, вводить большую автоматизацию — это в три-четыре раза повысит производительность, даст возможность внедриться на внешний рынок и успешно там конкурировать. Ведь по факту российское производство всерьез присутствует лишь внутреннем рынке, а на внешнем теряет свои позиции. Это связано с политикой развития промышленности в стране. Сегодня поддерживающие ее программы рассчитаны на определенный промежуток времени, иногда заканчиваются досрочно, нет нужной стабильности. Предпринимателям необходимо сразу гарантировать, что программа работает, условно: 30 лет. Тогда период строительства серьезного производства будет занимать, предположим, от трех до пяти лет, капиталовложения в него будут составлять 5-10 миллиардов рублей. Все это создаст вокруг себя микроклимат уже для малого бизнеса.
Самыми главными решениями для поддержки отечественной промышленности можно назвать налоговый вычет и субсидирование процентной ставки. Программа по поддержке кластеров стала затухать, поэтому стали появляться другие формы. Например, специальный инвестиционный контракт (СПИК). Подобные программы поддержки помогают нарастить абсолютно другую динамику. Потому что не должно быть никаких скачков. При нормальной и стабильной поддержке — будет хорошая динамика. Нужно стимулировать потребление, создавать внутри страны свой собственный рынок продукции.
Приведу пример. Моя компания в 2008 году строила завод по производству полипропилена в Омске и попала в кризис — государство профинансировало нас валютой под 10 процентов годовых. И государство, и бизнес должны были рефинансироваться. Если бы работала такая система, наше предприятие запустилось бы на два года быстрее, а также рассчиталось бы по кредитам. Сейчас оно входит в пятерку крупнейших налогоплательщиков региона, а могло бы войти туда на два-три года раньше. При нормальной поддержке, например, при такой, которую сейчас вводят — налоговый вычет или специальный инвестиционный контракт — мы смогли бы построить еще как минимум два завода, а построили только один за десять лет.
Подготовили: Арина Крючкова, Юлиана Качанова