Фото: СГК
Фото: СГК

Производственные отходы для фотографий в Instagram

Под геотегом «ТЭЦ-5» (или «аномальная зона Золоотвал») уже больше сотни фотографий, сделанных у карьера, куда сливают золу и шлак, остающиеся после переработки угля. Новосибирцы выкладывают публикации, отмечая их тегом #НовосибирскиеМальдивы. Более того, у необычного места появился собственный аккаунт — @maldives.nsk. Его владелец выкладывает фотографии местных жителей рядом с озером, рассказывает, как туда добраться, делится упоминанием золоотвала в иноязычных СМИ.

Первые публикации появились еще в конце мая. Ксения Глазычева, блогер из Новосибирска, выложила несколько фотографий у озера, объяснив, что это опасное для здоровья место, которое стоит посетить только ради быстрых фото. «Я выложила фото в Instagram, и он просто взорвался от вопросов, где это. На следующий день выложила пост, после чего к озеру устремились разные блогеры и фотографы», — рассказала она «Снобу».

Любопытствующие поехали к ТЭЦ-5 уже на следующий день. Михаил Решетников одним из первых устроил там фотосессию: «На "Гугл-картах" видно, что это озеро бирюзового цвета. Там очень сильно пахнет какой-то щелочью, химией. Рядом с озером я видел маленького дикого оленя».

Неожиданная популярность золоотвала привела к этом месту не только фотографов, но и воров, вскрывающих машины, пока их хозяева фотографируются на фоне бирюзовой воды. По словам местных жителей, за неделю было совершено минимум четыре кражи.  

Зачем нужны золоотвалы

Золоотвал ТЭЦ-5 работает с 2008 года, его площадь — 52 гектара. Это специально созданное техническое сооружение для утилизации золы и шлаков во время работы станции. Без их сброса работа ТЭЦ может остановиться. Общая площадь российских золоотвалов на данный момент — 28 тысяч гектаров. Один золоотвал служит в среднем 20–25 лет, потом он засыпается землей, еще через некоторое время на его территории высаживают деревья.

Зола и шлаки считаются практически безопасными отходами, из них можно делать стройматериалы, удобрения и применять в дорожном ремонте и строительстве. Но в России перерабатывается всего 10 процентов золошлаковых отходов. Чтобы начать перерабатывать и использовать их на других производствах, надо изменить их статус на «вторичные материалы» и заново сертифицировать. 

Необычный яркий цвет воды вызван химической реакцией. Соли кальция и других оксидов соединяются с технической водой с высоким уровнем pH (более 8 при норме в 7–7,5) и микроэлементами суглинистых почв. Большое количество воды и подходящий тип почв позволяют сделать цвет насыщенным.

По нормативам доступ к золоотвалам, которые являются режимными промышленными объектами, разрешен только людям, прошедшим инструктаж по технике безопасности. При этом доступ к водоему у ТЭЦ-5 неограничен. «Доступ транспорта на золоотвал по технологическим дорогам ограничен шлагбаумами. Однако технических требований по ограждению контура золоотвала забором нет. Поэтому ограничить доступ вездеходной технике и пешеходам не представляется возможным, — пояснили "Снобу" в пресс-службе Новосибирского филиала Сибирской генерирующей компании (СГК). — Ввиду повышенного интереса к территории руководством ТЭЦ-5 изготовлены таблички информационного характера о запрете нахождения посторонних лиц на объекте, которые размещаются по периметру золоотвала». 

Нет причин для паники

Золошлаки не токсичны и не радиоактивны — по словам представителя пресс-службы СГК, это подтвердили две независимые лаборатории. Кроме того, станцию регулярно проверяют надзорные органы, в частности Росприроднадзор. Тем не менее заходить в воду или даже касаться ее опасно: из-за высокой щелочности воды на коже может появиться аллергическая реакция или ожог. Пока серьезных пострадавших не было, некоторые только жаловались на покраснение кожи, которое прошло через пару дней. Представители СГК на своей странице во «ВКонтакте» предупреждают, что главная опасность — упасть в золоотвал. Глубина водоема составляет один-два метра, с его илистого дна нельзя выбраться в одиночку. Это не останавливает людей в погоне за красивыми фотографиями: блогеры приезжают фотографироваться в купальниках, местные жители устраивают пикники, а новосибирские серферы запечатлели поцелуй на сап-доске посреди озера.

Панику подняли иноязычные СМИ: в New York Times, CNN и BBC появились новости о русских блогерах, которые готовы рисковать жизнью в опасной зоне ради красивых фотографий. В группе СГК во «ВКонтакте» откликнулись на реакцию шокированных иностранных журналистов. Представители компании напомнили, что золоотвал не ядовит, но купаться в нем нельзя «даже ради лайков в Instagram». И там же посетовали, что «людей это, к сожалению, не останавливает». 

Подготовила София Железнякова