«Не художница, а профессиональная пенсионерка!» Репортаж с «Выставки Клавдии Семеновны»
Сложно представить, что ваша бабушка или мама будет возвращаться домой поздно вечером в экипировке граффитиста, разнося по квартире не аромат пирожков с вареньем, а едкий запах аэрозольной краски. Авторы программы «Московское долголетие», видимо, решили таким образом поиграть на эйджистских стереотипах и устроили этим летом арт-эксперимент. Они собрали шесть известных художников и фотографов в качестве наставников и попробовали доказать, что «бабушки тоже умеют в искусство». Результатом стала «Выставка Клавдии Семеновны» в Зарядье.
Пока я шел по медиацентру к месту открытия выставки, концентрация женщин 55+ увеличивалась. Если бы не их счастливые лица, можно было бы подумать, что я нахожусь в МФЦ или в очереди в поликлинику, и это немного не сочеталось с ультрасовременным интерьером медиацентра. Картина окончательно смазалась, когда двери на выставку открылись. На фоне толпы радостных женщин возникла подсвеченная фиолетовым неоном инсталляция Романа Ермакова и его подопечных. Наверное, именно так выглядят галлюцинации Александра Гудкова.
«Я не поклонник современного искусства, — рассказывает ученица Романа Ермакова, радиоинженер Вера Алексеевна Дмитриева. — Но смысл-то в чем. Вот он такой креативный, мы такие рукодельницы, достаточно приземленные, и смогли сделать нечто, что не оставит никого равнодушным». Действительно, вокруг инсталляции с человеческими фигурами из белых труб, держащими разные аппликации, оригами и икону с головой Христа, собирался народ. Среди восхищавшихся были и местные чиновницы, которые требовали от дизайнера объяснения, в чем все-таки состоит основная идея арт-объекта.
На вопрос, что это — DIY или настоящее продаваемое и выставляемое искусство, — сам Ермаков отвечает: «Мне кажется, нам удалось совместить и то, и другое. Есть коллекционеры, которые собирают очень много разных видов техник. Но вообще наша инсталляция была задумана как невероятный эксперимент во взаимодействии».
В то время как Ермаков раздавал белые розы членам своей группы, рядом были другие наставники проекта. Преподаватель школы Родченко, фотограф Игорь Мухин в окружении работ с фотоисториями о Москве давал интервью одному из городских телеканалов. Участницы его творческой лаборатории химик Алевтина Зубарева и экономист Валентина Мирскова говорят, что проект поменял их планы на жизнь и теперь они будут продолжать совершенствоваться в визуальном искусстве. «Игорь сказал, что на фотографиях должна быть жизнь, должны быть люди, какое-то движение», — говорит Алевтина Геннадьевна. Валентина Васильевна добавляет: «Надо ловить интересные, жизненные моменты, стоять и выжидать часами. Получается такое искусство рыбалки».
В другом углу выставки художник Константин Тотибадзе фотографировался с новоиспеченными художницами. «Вот она, моя осень!» — хвалится ему еще одна участница выставки, показывая на свою картину.
Рядом с ними «бегемотописец» Ростан Тавасиев описывает особенности своей техники. Его ученицы, авторы работ с приклеенными к холсту мягкими игрушками, воодушевленно поясняют, что да, вот какое необычное и разнообразное современное искусство. В другом углу изобретатель техники «скобогравюра» Петр Быстров, обласканный центром «Винзавод», рассказывает участникам своей группы, как найти его мастерскую. Женщины смотрят на него из-под очков с толстыми линзами, снимая все на айфон.
Шестой наставник, граффитист Миша Most, в это время в амфитеатре Зарядья руководил сеансом одновременного рисования на керамических тарелках, в котором приняли участие 537 человек.
«Я не художница, я профессиональная пенсионерка», — поясняет Валентина Васильевна, одна из посетительниц выставки. Раньше она занималась рисованием, но потом забросила. Смотря на висящие вокруг картины, она восклицает: «Это же дает стимул нам всем!» — и уходит к пожилым женщинам с палками для скандинавской ходьбы.
Все участницы надеются, что их путь в визуальном искусстве только начался. Сейчас их работы можно посмотреть в медиацентре парка «Зарядье» по понедельникам с 14.00 до 21.00, со вторника по воскресенье — с 10.00 до 21.00. «Выставка Клавдии Семеновны» продлится до 9 сентября.
Автор: Асхад Бзегежев