15 врачей и трофейная машина: с чего началась скорая помощь в Москве
Предыстория
О создании службы скорой помощи в Москве впервые задумались в 1898 году. Тогда на улицах города появились две крытые повозки, в которых могли разместиться носилки и один пациент. Кареты приобрели в Париже на деньги купчихи Анны Кузнецовой и разместили при полицейских участках — Сущевском и Сретенском. Полицейские участки и раньше использовались для оказания первой помощи: туда отправлялись все пострадавшие, подобранные на улицах. Однако попав в приемные покои при полицейском доме, больной мог часами ждать прихода врача. В каретах же Кузнецовой дежурили фельдшер, врач и санитар.
Станция номер один
Первая станция скорой медпомощи появилась в Москве в 1919 году. Для нее выделили три комнаты в Шереметьевской больнице, которая сейчас известна как НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Под карету скорой помощи переделали трофейную машину, она стояла в гараже на Миусской площади, а врача забирала с Сухаревской, из больницы. Первый раз бригада выехала на вызов 15 октября, ровно сто лет назад.
Тогда скорая работала только с несчастными случаями на фабриках, заводах, улицах и в общественных местах. В штате было 15 врачей — хирурги, терапевты и гинекологи. Они выезжали на вызовы с двумя ящиками — «хирургическим» и «терапевтическим». В первом медики хранили около 30 банок с лекарствами, во втором — материалы для перевязок и инструменты хирургов.
Генерал без армии
В 1921 году в Москве создали службу для эвакуации больных сыпным тифом. Из-за эпидемии за четыре года, с 1917-го по 1921-й, по всей России от него умерли около трех миллионов человек. В столице для борьбы с тифом организовали Центральный городской пункт перевозки — Центропункт. Он доставлял заболевших в больницы и специально оборудованные для этого бараки.
Через два года Центропункт объединили со станцией скорой помощи, появилась Московская станция скорой медицинской помощи. Объединенную службу возглавил доктор медицинских наук Александр Пучков. Организация работы, по его словам, началась «с азов», а он «оказался генералом без армии» — мощностей для Москвы было мало. Несмотря на это, Пучков смог заложить основы работы скорой помощи: создал регламенты и инструкции и добился того, чтобы бригады выезжали к больным в том числе по ночам.
Из Центропункта в распоряжение станции передали еще одну машину, теперь на вызовы выезжали две бригады. Тогда же появилась должность старшего дежурного врача. На нее назначали профессионалов, которые умели быстро ориентироваться в обстановке: из большого потока сообщений, поступающих на станции, нужно было выделять те, в которых говорилось о действительной угрозе жизни, и использовать бригады и транспорт рационально.
Больше бригад — больше помощи
За 1922 год две машины выехали на 2129 вызовов, в следующем году — на 3659. Сил двух бригад на целый город не хватало, но третью бригаду смогли организовать только в 1926-м. Тогда при станции открыли дежурный пункт неотложной помощи для обслуживания внезапно заболевших на дому. Врачи выезжали к людям на мотоциклах с колясками, позднее стали ездить на машинах.
Четвертая бригада появилась в Москве в 1927 году. В структуру станции добавили еще один вид неотложной помощи — психиатрический. Машину с психиатром отправляли к «буйным» больным, которые были опасны для окружающих.
В 1929 году четыре бригады выезжали на вызовы 14762 раза. Пятая команда врачей появилась на станции еще через год.
Специальные бригады
В 1956 году профессор Борис Кулешевский на съезде терапевтов предложил создать на всех станциях скорой помощи специализированные бригады, которые работали бы только с «сердечниками»: он понимал, что при острых проявлениях болезней сердца большую роль играет фактор времени. Идею Кулешевского поддержали, и это стало важным этапом в развитии российской системы скорой и неотложной помощи.
Год спустя в Москве между бригадами и оперативным отделом станции появилась двусторонняя радиосвязь, команда врачей становилась все больше. В 1960-х создали специализированную кардиореанимационную бригаду, которая выезжала к людям с инфарктом миокарда. Таких пациентов везли по городу бережно, на полуспущенных колесах и не быстрее 40 километров в час.
В то же время на станции организовали педиатрическую бригаду — для оказания неотложной помощи детям. Позднее появилась гематологическая бригада, выезжавшая к больным с острыми кровотечениями. Затем — токсико-терминальная, специализирующаяся на помощи людям с сильными отравлениями. С 1986 года вызовы начала принимать и наркологическая бригада.
70 километров в день и 9 минут на вызов
Московская станция скорой и неотложной медицинской помощи имени Пучкова — крупнейшая в Европе. В ней работают более 11 тысяч сотрудников: свыше 2500 врачей (специалистов 15 направлений) и около 8500 фельдшеров. По всему городу расположены 60 подстанций, откуда бригады выезжают на вызовы к людям.
Сейчас в Москве круглые сутки дежурят 1040 бригад скорой, за год в службу поступает около четырех миллионов звонков на единый номер «103». За две минуты диспетчеры передают информацию о вызове бригадам, и те отправляются к больным. В среднем скорая помощь приезжает на экстренные вызовы за 9,4 минуты, и этот показатель с каждым годом улучшается.
Одна бригада за сутки проезжает в среднем 70 километров. В зависимости от причины вызова врачи и фельдшеры берут с собой разные комплекты медицинского оборудования: всего у бригад есть 97 препаратов и 34 инструмента. Каждая машина скорой помощи — настоящая клиника на колесах, в ней есть все необходимое, чтобы оказать экстренную помощь и реанимировать человека.