![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2E264700_6C86_4F2F_959E_D0D7FA7CBC0F_avatar.jpg)
Слушание дела «Седьмой студии». Зарисовки с нового процесса. Часть 2
Заседание в Мещанском суде должно начаться ровно в 14.00. К этому времени я уже стою в коридоре на четвертом этаже и терпеливо жду начала заседания. Вокруг — недовольные приставы, суетливые секретарши и публика, которая в ожидании начала ведет оживленные разговоры. Если бы у суда был собственный «саундтрек», это была бы какофония из шепота, кашля, шелеста страниц документов, стука каблуков стенографисток. Все эти звуки из раза в раз сливаются воедино, создавая ощущение, что время остановилось.
Так проходит час ожидания. В голову приходит мысль, что все мы — те, кто пришел на этот процесс, — похожи на школьников, которые ждут опаздывающего на урок учителя перед входом в класс. В такие минуты ученики надеются, что скучное и нелюбимое занятие вообще не состоится.
В 15.07 появляется адвокат Софьи Апфельбаум Ирина Поверинова. Следом из своего кабинета с томами дела выходит стенографистка. Она заходит в зал заседания, и спустя пять минут туда пускают всех остальных. В этот раз помещение очень маленькое, публике приходится тесниться, столы прокурора и защитников прямо рядом с нами.
![Иллюстрация: Анна Знаменская](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/7c/66/7c663cc6083991480a10407b5c8186d5a46e776a7280def3dfb9a6143333765c.jpg)
В зал заходит судья Олеся Менделеева. Сегодня по плану — опрос свидетелей. Первая — Ольга Жукова, во время реализации проекта «Платформа» она работала заместителем директора департамента поддержки искусства и народного творчества Минкультуры. Ее допрашивают очень быстро. Она отвечает, что проект «Платформа» был успешным, спектаклей прошло много. Отдельно она говорит о Софье Апфельбаум, дает ей характеристику как «самому квалифицированному сотруднику, что работал в Минкульте».
В зале чувствуется напряжение между адвокатами и обвинением. Защитники недовольны тем, что прокурор Резниченко не задает вопросы, а подталкивает свидетеля к ответам, которые нужны ему.
![Иллюстрация: Анна Знаменская](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6f/e9/6fe93727e3cd7cd577ac473a21ce714b881a4586e82ec7b4751ac9f62fdce9c4.jpg)
Вторая свидетельница — Галина Лупачева, заместитель руководителя Департамента культуры Москвы. Во время ее допроса слишком часто звучат фразы: «я точно не помню», «не могу этого сказать», «честно, не помню». Доверия к Лупачевой у меня нет.
![Иллюстрация: Анна Знаменская](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1e/c0/1ec0e367c64c5bb196307b8c15d11ba0fa3d4adb0c65d83d151941af3a0ebd49.jpg)
Третья свидетельница — Лариса Суглина, работник Главного контрольного управления Москвы. Она заявляет, что госзадание «Седьмая студия» не выполнила. В какой-то момент адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская встает со своего места со словами: «Это экспертное мнение навязано следствием». В ответ прокурор начинает активно возражать. Все происходит очень стихийно. Судье Менделеевой остается лишь стучать молотком, чтобы хоть как-то усмирить стороны процесса.
![Иллюстрация: Анна Знаменская](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f3/68/f368b2c702dadf80b4d918c091a64a5b59ba13316ed39043b569c0a06d923bc0.jpg)
Во время процесса судья часто просит адвокатов, которые то и дело требуют снять вопрос, не перебивать сторону обвинения и относиться к ней с уважением.
![Иллюстрация: Анна Знаменская](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1b/ee/1beef59440f2a6e8fc85d36839297570cfdd576a42c3ab66a001f57b0fab7b81.jpg)
В голову снова приходит сравнение суда со школой. Ведь общение адвокатов и прокуроров с судьей очень похоже на отношения учителя и учеников. Тут в Мещанском суде тоже есть «любимчик» — прокурор, который явно не подготовился к уроку, но ему все равно помогают во время ответа и не дают его в обиду.
![Иллюстрация: Анна Знаменская](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f7/43/f7435ffba8606d8b24bbf21c4badf49d7875930950cbe51830f7f753172cf67d.jpg)
В какой-то момент адвокат Харитонов замечает, что ответы свидетелей повторяются почти слово в слово. В момент допроса Ларисы Суглиной он дирижирует руками и кивает головой, давая понять, что ее слова для него — знакомая и давно выученная песня.
Заседание заканчивается на Софье Апфельбаум, которая сама просит вызвать ее к трибуне, чтобы дополнить свои показания.
Иллюстрации и текст: Анна Знаменская