Заседание в Мещанском суде должно начаться ровно в 14.00. К этому времени я уже стою в коридоре на четвертом этаже и терпеливо жду начала заседания. Вокруг — недовольные приставы, суетливые секретарши и публика, которая в ожидании начала ведет оживленные разговоры. Если бы у суда был собственный «саундтрек», это была бы какофония из шепота, кашля, шелеста страниц документов, стука каблуков стенографисток. Все эти звуки из раза в раз сливаются воедино, создавая ощущение, что время остановилось.

Так проходит час ожидания. В голову приходит мысль, что все мы — те, кто пришел на этот процесс, — похожи на школьников, которые ждут опаздывающего на урок учителя перед входом в класс. В такие минуты ученики надеются, что скучное и нелюбимое занятие вообще не состоится.

В 15.07 появляется адвокат Софьи Апфельбаум Ирина Поверинова. Следом из своего кабинета с томами дела выходит стенографистка. Она заходит в зал заседания, и спустя пять минут туда пускают всех остальных. В этот раз помещение очень маленькое, публике приходится тесниться, столы прокурора и защитников прямо рядом с нами.

Иллюстрация: Анна Знаменская
Иллюстрация: Анна Знаменская

В зал заходит судья Олеся Менделеева. Сегодня по плану — опрос свидетелей. Первая — Ольга Жукова, во время реализации проекта «Платформа» она работала заместителем директора департамента поддержки искусства и народного творчества Минкультуры. Ее допрашивают очень быстро. Она отвечает, что проект «Платформа» был успешным, спектаклей прошло много. Отдельно она говорит о Софье Апфельбаум, дает ей характеристику как «самому квалифицированному сотруднику, что работал в Минкульте». 

В зале чувствуется напряжение между адвокатами и обвинением. Защитники недовольны тем, что прокурор Резниченко не задает вопросы, а подталкивает свидетеля к ответам, которые нужны ему.

Иллюстрация: Анна Знаменская
Иллюстрация: Анна Знаменская

Вторая свидетельница — Галина Лупачева, заместитель руководителя Департамента культуры Москвы. Во время ее допроса слишком часто звучат фразы: «я точно не помню», «не могу этого сказать», «честно, не помню». Доверия к Лупачевой у меня нет.

Иллюстрация: Анна Знаменская
Иллюстрация: Анна Знаменская

Третья свидетельница — Лариса Суглина, работник Главного контрольного управления Москвы. Она заявляет, что госзадание «Седьмая студия» не выполнила. В какой-то момент адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская встает со своего места со словами: «Это экспертное мнение навязано следствием». В ответ прокурор начинает активно возражать. Все происходит очень стихийно. Судье Менделеевой остается лишь стучать молотком, чтобы хоть как-то усмирить стороны процесса.

Иллюстрация: Анна Знаменская
Иллюстрация: Анна Знаменская

Во время процесса судья часто просит адвокатов, которые то и дело требуют снять вопрос, не перебивать сторону обвинения и относиться к ней с уважением.

Иллюстрация: Анна Знаменская
Иллюстрация: Анна Знаменская

В голову снова приходит сравнение суда со школой. Ведь общение адвокатов и прокуроров с судьей очень похоже на отношения учителя и учеников. Тут в Мещанском суде тоже есть «любимчик» — прокурор, который явно не подготовился к уроку, но ему все равно помогают во время ответа и не дают его в обиду.

Иллюстрация: Анна Знаменская
Иллюстрация: Анна Знаменская

В какой-то момент адвокат Харитонов замечает, что ответы свидетелей повторяются почти слово в слово. В момент допроса Ларисы Суглиной он дирижирует руками и кивает головой, давая понять, что ее слова для него — знакомая и давно выученная песня.

Заседание заканчивается на Софье Апфельбаум, которая сама просит вызвать ее к трибуне, чтобы дополнить свои показания.

Иллюстрации и текст: Анна Знаменская