О природе и типах детских страхов
Сегодня продолжим тему «пугалок».
Во первых строках, разумеется, хочу сказать огромное спасибо всем тем, кто откликнулся и рассказал о том, как пугали в детстве их самих и как они теперь пугают своих детей.
Учитывая число читателей «Сноба» и перекрестных ссылок в интернете, уже сейчас благодаря нам с вами приблизительно 50 тысяч человек в разных странах задумались о том, какие страхи они сами вынесли из детства и что они транслируют по этому поводу своим детям. Повышение осознанности своих действий для современного человека всегда благо. Понимаешь, как устроено, — можешь изменить к лучшему.
Из множества рассказов уже вполне явно выделяются общие закономерности.
Первое — чем ниже уровень образования исполнителя, тем иррациональнее и страннее на современный взгляд его «пугалки». Это совершенно понятно: полуграмотные бабушки просто не имели реальной возможности объяснять мир шустрым внукам и механически воспроизводили традицию — говорили то, что говорили им самим в их деревенском детстве.
Второе — как ни странно, в раннем детстве иррациональные пугалки действуют лучше и запоминаются лучше рациональных.
Всем говорили про шапку и менингит (вполне себе рациональная пугалка), но никто не написал, что он в детстве боялся снять шапку и умереть от менингита.
Зато неисчислимое количество детей реально боялись загадочной бабайки и Бабы-яги, которые «придут и заберут».
С возрастом ситуация вроде бы меняется и рацио набирает очки, однако даже для старших детей, которые в общем-то уже понимают, что никакая иголка по телу путешествовать не может, пропавшая игла все равно может стать источником серьезного хронического стресса (прекрасно помню это по своему собственному детству: в лагерном кружке мягкой игрушки мы, вполне уже взрослые девочки, шили игрушки в кроватях во время тихого часа, иголки то и дело терялись и — о боже! — что тут начиналось!).
То есть что у нас получается? Если ты хочешь реально напугать ребенка, лучше и эффективнее пугать иррациональным, чем рациональным? Лучше выдумывать или пользоваться традициями, чем объяснять?
Но значительная часть современных родителей, судя по нашим письмам, пугать детей не очень хочет или даже прямо не хочет. «Меня пугали, я своего ребенка стараюсь ничем не пугать, а все ему объяснять» — это встречается чуть ли не в каждом втором письме.
Зато в первом из этих двух писем люди честно признаются, что пугают своих детей тем же, чем пугали их самих в детстве.
Вполне разумно пишут из разных стран и городов: «Даже если детей не пугают родители, они берут “пугалки” из телевизора, сказок, фильмов или пугают друг друга страшными историями в своем детском коллективе». И несколько таких ярких случаев из своего собственного детства наши корреспонденты художественно описывают. Я могла бы к этому добавить несколько десятков историй из своей практики, когда ребенок из семьи с «непугающими» родителями тем не менее не спит по ночам или отказывается ходить по темному коридору в туалет из страха, порожденного каким-нибудь мультиком или страшилкой из детского сада.
Все мы понимаем, что нельзя оградить ребенка от всего его пугающего, тем более что (и это прекрасно видно по описаниям-воспоминаниям наших корреспондентов) совершенно непонятно, что и когда «пролетит мимо ушей», а что запустит лавинообразную реакцию страха вот у этого конкретного ребенка.
Каково мое собственное мнение?
Кажется, я тут за десенсибилизацию, по образцу того, как работают с аллергиями.
Пугать детей, кажется, все-таки надо, ибо, если не пугать совсем, они не получат соответствующего опыта и не научатся «сознательно бояться». Понемножку, регулярно, не особо усердствуя и учитывая особенности ребенка. Если детей совсем не пугать, ограждать от страшных книжек, мультфильмов и пр., они растут неприспособленными к ситуации «меня пугают». Но рано или поздно мир на них эту ситуацию все равно обрушивает, и без способов справляться с ней детям (или даже подросткам и взрослым) зачастую приходится весьма худо. Особенно если пугалка оказывается иррациональной и ее нельзя проверить и опровергнуть на основе рациональных аргументов.
Теперь про классификацию пугалок.
Несколько наших читателей-писателей их уже предлагали, и я с ними в принципе согласна.
Две большие группы — пугалки охранительные и экзистенциальные.
Охранительные в свою очередь делятся на:
- здоровье (спина, зрение, простуды с менингитом, косточки с аппендицитом и пр.)
- бытовая безопасность (ток из розетки, машины на дороге и пр.)
- общественная безопасность (не открывай двери, не входи в лифт с незнакомцем, не разговаривай на улице и т. д.)
Иррационально-экзистенциальные пугалки частично напрямую происходят из древней народной бытовой магии (не сиди на углу, замуж не выйдешь), а частично имеют манипуляционно-управляющую природу (всевозможные бабайки с милиционерами, которые придут за непослушными детьми).
Если отвлечься от форм, то чем, собственно, пугают детей? Если будешь так делать, то:
— станешь некрасивой, непривлекательной для людей
— останешься один, никто с тобой быть, дружить, общаться не захочет (отвержение от рода-племени)
— потеряешь здоровье
— умрешь
— встретишься с «той стороной» и там случится что-то, что, возможно, похуже самой смерти.
Что еще оказалось для меня интересным в письмах наших корреспондентов буквально со всего мира? Стопроцентное отсутствие религиозной составляющей. Еще 150 лет назад едва ли не главным страхом человека, в том числе и ребенка, если судить по художественной литературе, был «страх божий», идея «это грешно» (если не верите, перечитайте внимательно хотя бы «Тома Сойера»). Сейчас в нашей культуре этого нет совсем (причем по статистике едва ли не 70 процентов людей в современной России называют себя верующими). Древняя магия по нашему вопросу живет и здравствует, а тысячелетняя история христианства не оставила здесь буквально никакого следа. Это безусловно интересно, и над этим мне еще предстоит подумать.
Самым страшным из всего представленного в комментариях мне самой показался эпизод, описанный Сергеем Мурашовым, когда удрученный неуспехами дочери в английском, он схватился за сердце и замертво повалился на пол (и сейчас, когда пишу и представляю себя на месте дочери, мурашки по коже). Самым смешным — монстр Бибисика, придуманный подругой одной из корреспонденток в соответствующее, как я поняла из письма, историческое время.
В двух письмах-откликах, пришедших мне на почту, прозвучали небезынтересные, на мой взгляд, замечания.
Первое: в нашем современном обществе СМИ пугают самих родителей — разве это не важно и не стоит это обсудить? И разве потом это не отражается на детях?
И второе: разве дети не пугают родителей? Ведь им все наши болевые точки известны, и они этим пользуются вовсю.
Как вы полагаете, уважаемые читатели, стоит ли обсудить: 1) как общество пугает родителей, 2) как и чем пугают родителей сами дети?