Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Не отводи взгляд. Фильмы о Холокосте, которые нелегко смотреть и сложно забыть

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке с 21 по 26 января покажут фильмы о Холокосте, посмотреть которые можно будет бесплатно — если предварительно зарегистрироваться. Программа «Хроники Катастрофы» станет частью «Недели Памяти», приуроченной к 27 января, Международному дню памяти жертв Холокоста и 75-летней годовщине освобождения Освенцима. «Сноб» выбрал пять сеансов, которые точно нельзя пропустить
21 января 2020 13:50
Кадр из фильма «Шоа»

Шоа/Shoah

Для девятичасового фильма Клода Ланцмана невозможно подобрать определение. Это не произведение искусства и не историческое исследование. Это, строго говоря, вообще не кино. «Шоа» не смотрят, а проживают, чувствуя боль, стыд, гнев, ужас, бессилие, отвращение, желание ничего этого не знать и страх забыть все увиденное. Над своим фильмом о смерти и памяти режиссер работал двенадцать лет, встречаясь с очевидцами и записывая с ними многочасовые интервью (исходники — больше двухсот часов материала — можно найти на сайте американского Мемориального музея Холокоста). Парикмахер из Треблинки, машинист, который вез в людей в лагерь смерти, нацистский чиновник, женщина, уцелевшая в Освенциме и пережившая эксперименты доктора Менгеле, — в длинном, чудовищном, бесконечном «Шоа» нет ни одной лишней минуты, ни единого лишнего слова.

Зива Постек. Монтируя Шоа/Ziva Postec, la monteuse derrière le film Shoah

Зива Постек, которая станет специальной гостьей этого показа, работала с Аленом Рене, Жан-Пьером Мельвилем, Орсоном Уэллсом, но вершиной своей карьеры считает монтаж фильма «Шоа»: ему она посвятила шесть лет своей жизни. Постек стала полноценным соавтором Ланцмана — не самого приятного и легкого в общении человека, с которым потом почти не виделась, как это часто бывает с людьми, вместе пережившими травматический опыт. И если просмотр «Шоа», идущего больше девяти часов, — серьезное испытание для любого зрителя, то можно только догадываться, о чем думал и что чувствовал человек, который на протяжении нескольких лет раз за разом пересматривал эти пленки и многое принес в жертву ради того, чтобы картина была закончена. 

Загадка Черной книги/The Mystery of the Black Book

Израильский режиссер Борис Мефцир, который сам представит в Москве свою картину, пытается разобраться, почему в СССР публикация книги об уничтожении евреев на оккупированной советской территории оказалась фактически запрещена. Подготовленный Василием Гроссманом и Ильей Оренбургом сборник писем, дневников, очерков и официальных документов должен был стать одним из первых и самых масштабных свидетельств Холокоста, однако «Черная книга», которая должна была выйти из печати в 1947 году, так и не увидела свет. Одни чиновники упрекали редакторов в том, что те уделили слишком много внимания предателям Родины. Другие считали, что «Черная книга» вводит читателя в заблуждение, создавая иллюзию, будто целью нацистов в войне было исключительно «окончательное решение еврейского вопроса». Истинные причины запрета так и остались загадкой, и Борис Мефцир в поисках правды проводит почти детективное расследование, попутно размышляя о судьбе евреев в послевоенном Советском Союзе. 

Раскрашенная птица/Nabarvené ptáče

Страшный, чудовищный, жестокий, невыносимый, мерзкий, пафосный и прекрасный фильм, который невозможно пропустить и сложно досмотреть до конца. Чешский режиссер Вацлав Маргоул экранизировал роман Ежи Косинского о еврейском мальчике, который скитается по охваченной войной Восточной Европе, становясь свидетелем всех ужасов, которые только можно себе представить, и тех кошмаров, что лучше даже не пытаться вообразить. Картина, где играют Харви Кейтель, Стеллан Скарсгард, Джулиан Сэндс и Алексей Кравченко, снималась на выдуманном межславянском языке, чтобы не было понятно, кто из этих милых селян, которые встречаются идущему и смотрящему мальчику, чех, кто украинец, а кто поляк. Впрочем, советские солдаты в «Раскрашенной птице» вполне узнаваемы, так что скорее всего это вообще одна из редких возможностей увидеть этот фильм на большом экране в Москве.

Холокост. Переосмысление. Выбор премии Оскар

Сборник из четырех полнометражных фильмов, в разное время получавших «Оскар». В американской картине Visas and Virtue (которая отчего-то везде переводится как «Висас и Вирту», хотя это, конечно, «Визы и достоинство») японский генконсул в Каунасе, рискуя жизнью, в 1940 году выдает визы литовским евреям, спасая тысячи людей.

В немецкой «Стране игрушек» мама говорит маленькому Генриху, что его другу Давиду скоро придется уехать в волшебную страну, и арийский мальчик пакует чемодан, чтобы вместе с товарищем отправиться на вокзал, откуда отправляются поезда с депортированными евреями.

«Леди в номере 6» — история пианистки Алисы Херц-Зоммер, которая была старейшим человеком, пережившим Холокост: она умерла в 2014 году в возрасте 110 лет.

«Кожа» Гая Наттива прямого отношения к Холокосту не имеет, зато рассказывает о неонацистах, нетерпимости и о том, чему мы учим детей.

Остальные фильмы и расписание показов — на сайте http://www.хроникикатастрофы.рф/

Организатор программы кинопоказов «Хроники Катастрофы» — Российский еврейский конгресс. Мероприятия проходят при поддержке Правительства Москвы.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий