Екатерина Гришина: Как в век мобильной связи соблюсти баланс работы и личной жизни. Советы для начальника и подчиненного
Проблема звонков и сообщений по производственным вопросам в нерабочее время актуальна для большинства людей. В России соблюдение баланса между карьерой и личной жизнью зачастую не считается чем-то важным. Руководители — особенно собственники компаний, работая сами в режиме 24/7, нередко требуют того же и от подчиненных, забывая, что у тех есть семьи, увлечения и законное право на отдых, что работа — не вся их жизнь, а только ее часть, и отвечать на вечерние сообщения в мессенджер, отрываясь от просмотра сериала, они могут, а не должны. Сотрудник от этого начинает чувствовать, что работает круглосуточно — даже, когда ест, спит или сидит в кино. Обозначить личные границы можно одним-единственным способом — прямо и спокойно поговорив с шефом.
Причин для звонков во внеурочный час может быть много. Тут и неумение руководителя проявить терпение и подождать, и чрезмерная вовлеченность в рабочие моменты, заслоняющая собой все остальное. Быть может, у шефа просто плохая память, и ему нужно обсудить возникший вопрос немедленно, пока мысль далеко не ушла. Хотя не исключены и чрезмерный контроль за рабочим процессом, и недоверие к тому, что сотрудники все делают правильно.
Но бывают и случаи, когда причины для звонков действительно важные, а начальник — не самодур. Тут сотрудник попадает в ловушку — он и коллектив подвести не хочет, и не может распоряжаться собственной жизнью: заранее планировать вечера и выходные, уезжать на уик-энд из города и даже нормально высыпаться. Работать или нет в таких условиях — выбор сложный, но сделать его придется самому сотруднику, проанализировав все «за» и «против». Есть ли что-то, что способно его удержать на этой работе — зарплата, бонусы, приятная атмосфера?
То же самое касается и просьб, выходящих за рамки служебных. Нередко шеф звонит не тому, кто обязан решить вопрос, а тому, кто точно возьмет трубку и не сможет сказать «нет». «Выручай, ты же мне как сын!» — и человек бежит переделывать презентацию, хотя звонок застал его в приемной стоматолога. Хотите сохранить добрые отношения с боссом даже в ущерб здоровью? Ваше решение — ваша ответственность.
Многое, конечно, зависит от занимаемой должности. Чем она значительнее, тем выше ответственность. Если рядовой сотрудник, выйдя с работы, может с легким сердцем отключить корпоративный телефон, то ответственному лицу лучше быть на связи всегда. Когда полгорода сидит без света из-за аварии на вашем предприятии, отвечать: «У меня бассейн через 20 минут. Давайте завтра?» — совершенно недопустимая ситуация. Хотя, к сожалению, это реальный пример.
Как можно решить проблему?
Начальнику:
- Не делать вид, что деловой звонок в выходной не является частью работы только потому, что сотрудник одет в пижаму и лежит на диване. Фирма оплатила его телефон (если вообще оплатила!), а не 24 часа работы в сутки.
- Использовать не кнут, а пряник. Вместо незаконного выговора тем, кто не берет трубку в воскресенье, премировать тех, кто всегда это делает. Официально сообщить о новшестве на планерке и договориться о размере премии. Даже небольшие поощрения стимулируют трудовую активность.
- Если нештатные ситуации возникают часто — ввести «дежурства на дому». Кому-то из сотрудников придется остаться на выходные в городе на случай форс-мажора. Зато остальной коллектив сможет облегченно выдохнуть.
Сотруднику:
- Разделить деловые и личные способы связи. Эти телефон и электронная почта — для работы, эти — для друзей и родных. Мессенджеров и соцсетей это тоже касается. Не каждому хватит духа отказать шефу в дружбе на «Фейсбуке», но лучше так, чем потом тихонько выставить ему запрет писать в личку и получить на стене возмущенное: «Ты что, меня забанила?!» (реальная история).
- В конце рабочего дня и рабочей недели уточнять у начальника, остались ли нерешенные вопросы. Предлагать обсудить их прямо сейчас, потому что делать это из дома будет неудобно.
- Договориться о компромиссах. Руководитель нетерпелив и не готов придержать возникшие идеи до утра? Пусть он излагает их в мессенджер, а сотрудники — отключают уведомления и спокойно спят по ночам. Сотрудник просит никогда не звонить ему домой, чтобы не будить ребенка? Даже о форс-мажоре можно сообщить с помощью смс. И так далее.
Всегда помните о балансе! Гореть работой нужно, сгорать на ней — нет. Нервный срыв сотрудника еще не помог повышению производительности ни на одном предприятии.
Отдых необходим каждому, но если работа любимая, если реализуешься в ней, то времени для восстановления сил нужно гораздо меньше. А если она не приносит удовлетворения, то от выгорания не спасут ни выходные, ни отпуск.
Автор — руководитель программы «Лидеры производительности», директор центра повышения производительности Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России