Начать блог на снобе
Все новости

Фото: Marius Ciocirian/Unsplash

mneniya-1600-620.jpg

Фото: Marius Ciocirian/Unsplash

Татьяна Афонина: Как и где найти сотрудника с горящими глазами и так ли он нужен вашему бизнесу

Редакционный материал

Если посмотреть описание вакансий, вы поймете, что большинство работодателей ищет «людей с горящими глазами». Это может скрываться под разными формулировками: кто-то пишет в требованиях «вдохновлять и мотивировать клиентов», кто-то ищет людей, «мечтающих работать» на данной позиции. И все хотят сотрудников, которые будут приходить на работу с удовольствием и гореть своим делом. Как искать таких людей и, главное, действительно ли они необходимы на всех должностях? Рассуждает Татьяна Афонина, HR-директор сервиса CloudPayments

3 марта 2020 12:40

Как в стартапе, только везде

Тренд искать сотрудников с горящими глазами ярко заметен около пяти лет. Он появился во время расцвета стартапов — тогда молодым технологичным компаниям требовались настоящие энтузиасты своего дела, которые хотят расти и развиваться бешеными темпами. Примерно как сами стартапы. 

При этом на первых порах стартаперам было особо нечего предложить соискателям — офисов либо не было, либо они были совсем маленькими, никаких привычных социальных пакетов, нет устоявшихся норм и процедур. В таких условиях работа выполняется на желании творить и созидать. Люди, которые шли работать в стартапы, горели своим делом, им была интересна сама компания или продукт, они мечтали создать что-то очень крутое. Такие сотрудники — максимально эффективные и глубоко погруженные в процесс. Неудивительно, что все захотели таких же к себе в команду.

Горят или нет?

Как HR-менеджеру определить, горят ли глаза у кандидата? Это не так уж и сложно — есть признаки, которые заметны еще в резюме или при переписке в мессенджерах.

Главный — соискатель осознанно заинтересован именно в вашей вакансии. По его резюме или сопроводительному письму видно, что он не просто разослал их по всем более-менее подходящим работодателям, а наоборот, увидев вашу вакансию, почитал про компанию, провел какой-то анализ, сделал выводы — и пишет именно вам, сознательно и целенаправленно.

Такие кандидаты уверенно и четко отвечают на вопрос «Почему вы решили приехать именно к нам?» По моему опыту, на такой вопрос более-менее развернуто могут ответить порядка 20-30% соискателей. Но чаще всего это общие ответы — про описание вакансии, про подходящий опыт. Другие и вовсе говорят что-то в духе: «Прислали предложение, я решил посмотреть, что тут у вас и как», — и такой ответ, скорее, показывает, что кандидату все равно, куда идти. Если завтра его позовут еще куда-то, он точно так же пойдет и посмотрит. И выбирать в итоге будет по зарплате или лучшим условиям — и это нормально. Зарплата — это основной гигиенический фактор. Но под описание энтузиаста с горящими глазами такой человек не попадает.

А вот около 5% расскажут вам точно: я зашел на ваш сайт, посмотрел продукт (или я видел ваш сервис раньше), и я очень хочу с ним работать, развивать его, я могу это делать, я сделаю это хорошо. Когда человек заинтересован не только в зарплате, соцпакете и хороших условиях, но и находит в работе удовольствие и хочет творить и созидать — это и есть горящие глаза.

Как искать таких людей

Особых секретов или специфических способов подбора тут нет — поиск довольно стандартный, по резюме. Если оно адаптировано под вашу компанию или видно, что человек пытается коммуницировать в ключе, принятом у вас, — это однозначно повод познакомиться с кандидатом поближе. Ведь этот соискатель постарался, потратил свое время и пытается привлечь ваше внимание. Он уже хочет к вам попасть.

При поиске сотрудников с горящими глазами я предлагаю расширить круг и смотреть резюме не только по точному соответствию человека критериям вакансии, но и искать среди тех, кто немного не подходит. Если вы прочли резюме, и у вас возникают какие-то положительные эмоции, вы представляете себе этого человека и с ним хочется пообщаться — не отмахивайтесь от этого ощущения, зовите на собеседование.

Я зову кандидатов, даже если их опыт не совсем соответствует формальным требованиям к должности — конечно, в разумных рамках. То есть человека с компетенциями секретаря вряд ли стоит звать на собеседование на позицию разработчика. Но если не хватает каких-то незначительных фактов — я все равно захочу пообщаться с таким человеком. Потому что вероятность того, что он будет стараться и гореть своей работой, выше, чем у профессионала, который пришел на собеседование с позицией «Я классный, убедите меня, что мне стоит идти именно к вам». 

Почему такие люди нужны не всем

Энтузиасты своего дела хороши везде — и в продажах, и в бухгалтерии, и в менеджменте. Но на некоторые категории должностей таких людей все же лучше не брать. 

Есть ряд позиций, на которых нужно просто хорошо, грамотно и профессионально выполнять определенные функции, не выходя за рамки своей зоны ответственности и не придумывая ничего особенно инновационного. Если должность не подразумевает свободы, творчества и роста, человеку с горящими глазами на ней будет очень некомфортно. И его энтузиазм быстро иссякнет.

Например, у сотрудника колл-центра есть скрипт, которого он должен придерживаться. Секретарь должен встречать гостей по определенному формату — встать, улыбнуться, предложить кофе. Эти требования нужно выполнять. Это типовая работа, она подразумевает, что изо дня в день человек будет делать примерно одно и то же. 

Сотруднику с горящими глазами будет тесно в таких рамках. Он будет пытаться привнести что-то новое, как-то улучшить процесс — и даже если ему позволят, согласование затянется на месяцы. И человек за это время просто выгорит. Ему будет неинтересно, и вместо мотивированного энтузиаста мы получим уставшего сотрудника, который и сам ничего уже не хочет, и на атмосферу в коллективе влияет негативно.

Конечно, в разных компаниях разные системы. Есть бизнесы, в которых много линейных сотрудников с заранее определенным набором функций, но они изначально берут много ребят с огнем в глазах — потому что внутри компании хорошо настроены процессы перехода в другие отделы. У нас в CloudPayments, например, это есть, и если мы видим, что активный сотрудник, пришедший на одну должность, хочет развиваться больше и выше, мы можем подобрать ему более подходящую позицию в другом отделе, где он окажется на своем месте. И его глаза будут гореть долго.

Если же в вашей компании нет возможности отслеживать эмоциональное состояние своих сотрудников и, главное, переводить их туда, где они будут более полезны и не растеряют свой энтузиазм, — брать на линейную должность человека с горящими глазами не имеет смысла.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Стремительное развитие технологий во многом делает нашу жизнь проще, но в чем-то — сложнее. Непросто расслабиться, если знаешь, что начальник может позвонить и вечером в субботу, и утром 1 января. Будет нужно — найдет хоть в отпуске на краю света, хоть в палате роддома! Но ведь можно же просто не взять трубку? Или нельзя? Как поступать в таких ситуациях и руководителю, и подчиненным, советует руководитель программы «Лидеры производительности» Минэкономразвития Екатерина Гришина
Что если в будущем у каждого человека, работающего в вашей компании, появится личный помощник? Представьте, что вместе с медицинской страховкой или корпоративным абонементом в фитнес-клуб вы сможете обеспечить каждого секретарем, готовым взять на себя задачи, не требующие профессиональных навыков, или мелкие поручения, отвлекающие от основной деятельности. Насколько серьезно это повлияет на работу бизнеса? Последствия предсказать сложно, но это наверняка сделает жизнь тысяч людей гораздо проще, считает Юлия Юрченко, директор по развитию сервиса личных помощников Want
Понятие репутации за последние десятилетия в России оказалось полностью размыто, но, как ни парадоксально, в этом есть и хорошая новость для тех, кто каждый день работает на свое доброе имя. PR-консультант Карен Газарян — о том, что и почему случилось с институтом репутации и почему же, в конечном итоге, это не так плохо

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.