Начать блог на снобе
Все новости

Фото: Bruce Mars/Unsplash

1600.jpg

Фото: Bruce Mars/Unsplash

Екатерина Гришина: Как в век мобильной связи соблюсти баланс работы и личной жизни. Советы для начальника и подчиненного

Редакционный материал

Стремительное развитие технологий во многом делает нашу жизнь проще, но в чем-то — сложнее. Непросто расслабиться, если знаешь, что начальник может позвонить и вечером в субботу, и утром 1 января. Будет нужно — найдет хоть в отпуске на краю света, хоть в палате роддома! Но ведь можно же просто не взять трубку? Или нельзя? Как поступать в таких ситуациях и руководителю, и подчиненным, советует руководитель программы «Лидеры производительности» Минэкономразвития Екатерина Гришина

2 марта 2020 18:16

Проблема звонков и сообщений по производственным вопросам в нерабочее время актуальна для большинства людей. В России соблюдение баланса между карьерой и личной жизнью зачастую не считается чем-то важным. Руководители — особенно собственники компаний, работая сами в режиме 24/7, нередко требуют того же и от подчиненных, забывая, что у тех есть семьи, увлечения и законное право на отдых, что работа — не вся их жизнь, а только ее часть, и отвечать на вечерние сообщения в мессенджер, отрываясь от просмотра сериала, они могут, а не должны. Сотрудник от этого начинает чувствовать, что работает круглосуточно — даже, когда ест, спит или сидит в кино. Обозначить личные границы можно одним-единственным способом — прямо и спокойно поговорив с шефом.

Причин для звонков во внеурочный час может быть много. Тут и неумение руководителя проявить терпение и подождать, и чрезмерная вовлеченность в рабочие моменты, заслоняющая собой все остальное. Быть может, у шефа просто плохая память, и ему нужно обсудить возникший вопрос немедленно, пока мысль далеко не ушла. Хотя не исключены и чрезмерный контроль за рабочим процессом, и недоверие к тому, что сотрудники все делают правильно.

Но бывают и случаи, когда причины для звонков действительно важные, а начальник — не самодур. Тут сотрудник попадает в ловушку — он и коллектив подвести не хочет, и не может распоряжаться собственной жизнью: заранее планировать вечера и выходные, уезжать на уик-энд из города и даже нормально высыпаться. Работать или нет в таких условиях — выбор сложный, но сделать его придется самому сотруднику, проанализировав все «за» и «против». Есть ли что-то, что способно его удержать на этой работе — зарплата, бонусы, приятная атмосфера?

То же самое касается и просьб, выходящих за рамки служебных. Нередко шеф звонит не тому, кто обязан решить вопрос, а тому, кто точно возьмет трубку и не сможет сказать «нет». «Выручай, ты же мне как сын!» — и человек бежит переделывать презентацию, хотя звонок застал его в приемной стоматолога. Хотите сохранить добрые отношения с боссом даже в ущерб здоровью? Ваше решение — ваша ответственность. 

Многое, конечно, зависит от занимаемой должности. Чем она значительнее, тем выше ответственность. Если рядовой сотрудник, выйдя с работы, может с легким сердцем отключить корпоративный телефон, то ответственному лицу лучше быть на связи всегда. Когда полгорода сидит без света из-за аварии на вашем предприятии, отвечать: «У меня бассейн через 20 минут. Давайте завтра?» — совершенно недопустимая ситуация. Хотя, к сожалению, это реальный пример. 

Как можно решить проблему?

Начальнику:

  • Не делать вид, что деловой звонок в выходной не является частью работы только потому, что сотрудник одет в пижаму и лежит на диване. Фирма оплатила его телефон (если вообще оплатила!), а не 24 часа работы в сутки. 
  • Использовать не кнут, а пряник. Вместо незаконного выговора тем, кто не берет трубку в воскресенье, премировать тех, кто всегда это делает. Официально сообщить о новшестве на планерке и договориться о размере премии. Даже небольшие поощрения стимулируют трудовую активность. 
  • Если нештатные ситуации возникают часто — ввести «дежурства на дому». Кому-то из сотрудников придется остаться на выходные в городе на случай форс-мажора. Зато остальной коллектив сможет облегченно выдохнуть. 

Сотруднику:

  • Разделить деловые и личные способы связи. Эти телефон и электронная почта — для работы, эти — для друзей и родных. Мессенджеров и соцсетей это тоже касается. Не каждому хватит духа отказать шефу в дружбе на «Фейсбуке», но лучше так, чем потом тихонько выставить ему запрет писать в личку и получить на стене возмущенное: «Ты что, меня забанила?!» (реальная история).
  • В конце рабочего дня и рабочей недели уточнять у начальника, остались ли нерешенные вопросы. Предлагать обсудить их прямо сейчас, потому что делать это из дома будет неудобно. 
  • Договориться о компромиссах. Руководитель нетерпелив и не готов придержать возникшие идеи до утра? Пусть он излагает их в мессенджер, а сотрудники — отключают уведомления и спокойно спят по ночам. Сотрудник просит никогда не звонить ему домой, чтобы не будить ребенка? Даже о форс-мажоре можно сообщить с помощью смс. И так далее.

Всегда помните о балансе! Гореть работой нужно, сгорать на ней — нет. Нервный срыв сотрудника еще не помог повышению производительности ни на одном предприятии. 

Отдых необходим каждому, но если работа любимая, если реализуешься в ней, то времени для восстановления сил нужно гораздо меньше. А если она не приносит удовлетворения, то от выгорания не спасут ни выходные, ни отпуск.

Автор — руководитель программы «Лидеры производительности», директор центра повышения производительности Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Современные родители не всегда понимают, куда они движутся и каким человеком они хотят видеть своего ребенка, когда он вырастет. Они надеются, что эти сложные моменты возьмет на себя система образования — и совершенно зря. Иван Сорокин, основатель сети частных детских садов Smile Fish, рассказывает, как поставить правильную цель в воспитании ребенка и на что обращать внимание, двигаясь к ней
Понятие репутации за последние десятилетия в России оказалось полностью размыто, но, как ни парадоксально, в этом есть и хорошая новость для тех, кто каждый день работает на свое доброе имя. PR-консультант Карен Газарян — о том, что и почему случилось с институтом репутации и почему же, в конечном итоге, это не так плохо
Что если в будущем у каждого человека, работающего в вашей компании, появится личный помощник? Представьте, что вместе с медицинской страховкой или корпоративным абонементом в фитнес-клуб вы сможете обеспечить каждого секретарем, готовым взять на себя задачи, не требующие профессиональных навыков, или мелкие поручения, отвлекающие от основной деятельности. Насколько серьезно это повлияет на работу бизнеса? Последствия предсказать сложно, но это наверняка сделает жизнь тысяч людей гораздо проще, считает Юлия Юрченко, директор по развитию сервиса личных помощников Want

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.