Начать блог на снобе
Все новости

Фото: Guilherme Cunha/Unsplash

Без-имени-1.jpg

Фото: Guilherme Cunha/Unsplash

Арсений Федоткин: Рынок труда в искусственной коме

Редакционный материал

Как коронавирус изменил рынок труда в России, какие профессии останутся востребованными и долго ли продлится кризис найма, рассказывает управляющий партнер рекрутингового агентства Selecty Арсений Федоткин

7 апреля 2020 10:00

Сегодня HR-специалисты констатируют искусственную кому рынка труда в России. Если еще в начале марта рекрутеры отмечали перспективный рост клиентов (так, по данным hh.ru, количество вакансий за прошлый месяц в стране выросло на 5%, а по оценкам нашего агентства прирост был еще выше — до 10%) по всем направлениям, то сейчас, исходя из наших исследований, 50% проектов по найму остановлены, при этом количество резюме увеличилось вдвое.

После объявления первой волны карантина бизнес понял всю печальную иронию вынужденных «каникул» — недельным простоем ситуация не ограничится. Компании активно начали готовиться к худшему сценарию еще в конце марта. 

Клиенты HR сразу поделились на четыре типа:

  1. Те, кто первыми ощутил последствия коронавируса и вынужден был отозвать большинство проектов по найму: туристическая индустрия, общественное питание и гостиничный бизнес, индустрия развлечений, непищевая розница и недвижимость. Отток таких клиентов и прекращение работ по текущим проектам составили около 90%. Все эти компании неминуемо ждет сокращение штатов после окончания пандемии.
  2. Компании второго типа являются флагманами российской экономики и составляют более 80% ВВП. Они частично остановили производство ввиду падения спроса, но наем по стратегически важным проектам не прекратили. Это нефтегазовая отрасль, металлургия, добыча полезных ископаемых, банки, товары народного потребления и розничная торговля. Они пострадают от кризиса через три-шесть месяцев из-за падения цен на ресурсы и сокращения спроса покупателей. Эти компании в первую очередь начали активно сокращать инвестиционные проекты и подбор на них, а также позиции в рост и вакансии, которые не являются критичными для бизнеса.
  3. Компании-счастливчики: пищевая розница, курьерские службы, доставка eды, домашние кинотеатры и гейминг набирают персонал как никогда. Только за последнюю неделю предложение вакансий у них выросло втрое.
  4. Малый и средний бизнес пострадали сильнее всего. Его представители сразу отозвали все проекты и начали сокращать людей. Эта сфера сейчас на грани выживания.

HR-отрасль активно перестраивается, и уже видны характерные изменения. «На подъеме» фармацевтика, розница, товары народного потребления, электронная коммерция, IT-компании и курьерские службы. Набор персонала в этих областях растет, можно сказать, в геометрических пропорциях. Наем IT-специалистов тоже вырос. Требуются специалисты по IT-аутсорсингу, так как IT — один из основных инструментов не только для достижения лидерства на рынке, но и для оптимизации расходов компаний. Так, портфель наших клиентов по этому направлению увеличился на 30% за последние две недели.

Беспрецедентный спрос сейчас идет на руководителей, которые умеют эффективно работать с удаленными и территориально распределенными командами. Очевидно, что удаленная работа совершила настоящую эволюцию на рынке труда. Все больше компаний набирают удаленных специалистов, хотя буквально вчера это было невозможно представить. Не нужно бояться отпускать сотрудника на карантин и нанимать кандидата для работы в режиме home-office. Как правило, ценные сотрудники одинаково продуктивны как в офисе, так и на удаленке.

Личный опыт нашей компании еще в 2015-м доказал, что удаленная работа «спасет мир». В штате нашей компании тогда работало 20 удаленных рекрутеров, и именно они приносили основную прибыль.

Проверено: удаленные сотрудники во многом превосходят офисных. Часто это люди другого уровня осознания и мотивации: они свободолюбивы, самодостаточны, склонны к самостоятельному принятию решений. Главный минус удаленных сотрудников — необходимость индивидуального подхода к каждому из них на всех этапах, от постановки задач до выбора способа связи и системы мотивации.

На вопрос «Как выйти из кризиса с минимальными потерями, сохранить свое рабочее место, а возможно, даже получить повышение?» единого ответа не существует. Но, однозначно, если появилось чуть больше свободного времени, которое экономится на дороге в офис и обратно, или работа приостановлена, стоит потратить вынужденные каникулы на апгрейд своих навыков. Не стоит бросаться на освоение смежных специальностей. Head of nothing — человек, который «знает все обо всем», — как правило, ни в чем толком не разбирается. Лучше прокачать свои знания в знакомой области и повысить текущую квалификацию. Это подтверждают и нынешние запросы клиентов: после пандемии в команде будут рады видеть тех, кто с пользой потратил кризисное время и улучшил свои профессиональные навыки.

По самому оптимистичному сценарию можно ожидать продление карантина до лета. Но это управляемое пике, и через три-шесть месяцев ситуация должна стабилизироваться. Конечно, если бизнес получит обещанную от правительства поддержку.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

По итогам минувшего года Роснано показала чистый убыток. Но означает ли это на самом деле, что деятельность корпорации не приносит пользу стране?
Эпоха пандемии рано или поздно закончится. Каким будет новый мир? Фантазируют те, кому в нем жить еще долго
Коронавирус сейчас является главной темой в мировом обществе. По многим подтвержденным фактам, именно с Китая начала разрастаться эпидемия. Бизнес-консультант, основатель делового российско-китайского форума Дмитрий Ковпак рассказывает о своем опыте работы с китайскими партнерами в период пандемии коронавируса и о том, чему другие страны могут поучиться у Китая

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.