Фото: Александр Авилов/Агентство «Москва»
Фото: Александр Авилов/Агентство «Москва»

Указ мэра Москвы, устанавливающий правила поведения москвичей в период эпидемии COVID-19, «О введении режима повышенной готовности» был подписан 5 марта. По мере ужесточения режима указ дополняли новыми пунктами. Сейчас это такой «монстр Франкенштейн» из разных редакций документа, отчего при его применении возникает путаница.

Если разобраться, указ содержит вполне конкретные предписания. Они обозначены в пункте 10 последней редакции документа от 4 апреля. Граждане обязаны соблюдать дистанцию в полтора метра, а также не покидать места проживания, за исключением ряда случаев. Выходить из дома разрешено:

  • При необходимости обратиться за экстренной медицинской помощью (плановые визиты к врачам запрещены), а также в случаях «иной прямой угрозы жизни и здоровью». Надо заметить, что формулировка эта оценочная: например, я могу предполагать, что мне что-то угрожает, а другой человек счел бы, что я в безопасности.
  • Чтобы добраться до работы и обратно домой, но только если деятельность организации, в которой вы работаете, не приостановлена. Если вас перевели на удаленку, вы не имеете права ехать в офис, даже если оставили там что-то нужное для работы.
  • Если вы работаете в службе доставке или оказываете транспортные услуги — то есть работаете курьером, водителем общественного транспорта и таксистом.
  • При необходимости дойти до ближайшего места приобретения товаров, работ или услуг, реализация которых не приостановлена из-за распространения коронавируса. В первую очередь, это магазины и аптеки. Вопрос в том, кто будет определять ближайшее место и что делать, если там нет необходимых вам товаров.
  • Для выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания). Опять же как будут отмерять эти 100 метров?
  • Выносить мусор «до ближайшего места накопления отходов». Здесь тоже не все однозначно. Например, если я хочу вынести люминесцентные лампы, я могу положить их в багажник и доехать до места, где их собирают?  

В этом указе обозначены также категории граждан, которые вообще не имеют права выходить из дома: люди в возрасте старше 65 лет, граждане, вернувшиеся из стран определенного списка — те, кто потенциально контактировал с зараженными коронавирусом, и третья группа — те, кто проживает совместно с гражданами, обязанными изолироваться.

Передвижения последних контролируют уже сейчас. Всех остальных, насколько я понимаю, пока не трогают. Но утверждать, что завтра не начнут штрафовать всех, я бы не стал. Каких-то четких правил игры этот закон не устанавливает. Формально у сотрудников полиции есть право оштрафовать любого человека, который работает на удаленке и вышел из дома без особой необходимости. 

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»
Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Для нашего законодательства нечеткость формулировок — это нормально, она дает широкое поле для интерпретации. Поэтому об ограничительных мерах говорится в общих словах. В каждом конкретном случае правоприменитель оценивает обстоятельства так, как считает необходимым. Не удивлюсь, если в разных районах Москвы эти ограничения будут трактовать по-разному. 

Меры, предусмотренные поправками в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (КоАП), действуют не в полном объеме. То, что происходит сейчас, можно считать «режимом легкого применения». Если не будет резкого скачка в количестве заболевших и жестких нарушений, я думаю, что контроль останется на том же уровне. Но потенциально указ мэра и нормы КоАП дают возможность ужесточить режим без дополнительных документов и распоряжений. Возможно, это сделано для того, чтобы не злить население периодическим «закручиванием гаек». Да, на изменение уровня применения мер ответственности люди будут реагировать скептически, но, по крайней мере, не так резко, как если каждый день принимать новый закон, который будет все жестче предыдущего.

Подготовила Ксения Праведная