Просить прощения у реки. Как в Норильске устраняют последствия утечки топлива
ТЭЦ-3, где 29 мая произошла утечка около 20 тысяч тонн дизельного топлива, находится в 15–20 минутах езды от спальных районов Норильска, в промышленной зоне. Сам город живет обычной, насколько это возможно в условиях пандемии, жизнью. Рядом с ТЭЦ стоит сильный запах солярки: он моментально пропитывает одежду и потом долго не выветривается. Мимо топливных резервуаров, поднимая клубы пыли, проносятся огромные самосвалы CAT. Песок забивает глаза, приходится постоянно щуриться. Холодный северный ветер сносит с ног.
Топливные резервуары стоят в ряд, будто чашки на блюдцах: вокруг каждого — система заградительных рвов. Правда, от утечки это не спасло: судя по фотографиям с места аварии, которые попали в соцсети, солярка лилась из резервуара буквально водопадом.
На фоне огромных топливных баков люди кажутся муравьями. По периметру крайнего, пятого резервуара, стоят росгвардейцы — сейчас там работают следователи. В «Норникеле» настаивают, что причиной разгерметизации бака и последующей утечки солярки стало растепление грунта. Все резервуары, по словам директора заполярного филиала компании Николая Уткина, неоднократно проходили проверки и экспертизы, а бак, из которого произошла утечка, введен в эксплуатацию по всем нормам и требованиям промышленной безопасности. Несмотря на то что соседний резервуар исправен, из него откачивают топливо, чтобы избежать возможного повторения аварии. Половину из 13 тысяч кубометров уже перелили в другую емкость, к следующей пятнице топливо откачают полностью.
Ниже, в нескольких десятках метрах от топливных резервуаров, работают грузовики, тракторы и другая спецтехника — собирают и вывозят для утилизации загрязненный грунт. Работы идут круглосуточно, благо полярный день, солнце не заходит вообще. Да и погода относительно теплая (не считая холодного ветра) — днем 8–13 градусов выше нуля.
В воскресенье, 7 июня, руководство компании пригласило в промзону представителей местных общин коренных народов. Большая часть солярки утекла в реку Амбарная, которая впадает в крупное озеро Пясино, и местные жители беспокоятся, что больше не смогут заниматься традиционными промыслами — рыболовством и оленеводством. Им показывают и объясняют, как ведется очистка территории.
«Честно, я не ожидал, что нас пригласят сюда. Думал, будут скрывать утечку. А сейчас мы хотя бы видим, что происходит. Надеюсь, нас и дальше будут держать в курсе. Я вижу, что комбинат старается сделать все возможное, чтобы устранить негативные последствия аварии, и готов нести ответственность за произошедшее», — говорит президент Ассоциации объединений коренных малочисленных народов Севера, глава общины долган, депутат Геннадий Щукин.
После небольшой экскурсии делегация представителей коренных народов отправляется в лагерь спасателей на реку Амбарная: 20 минут езды до аэропорта Валек, потом еще минут 15 по воздуху. С вертолета видно, что этот район иссечен реками и ручьями. Добраться в лагерь по земле в это время года практически невозможно даже на спецтехнике.