Аяз Шабутдинов: Как будет выглядеть бизнес после пандемии
Кризис, связанный с эпидемией COVID-19, устроил глобальный стресс-тест для всего бизнеса. Чтобы оставаться на рынке, компании вынуждены применять новые инструменты, искать новые ниши, тестировать новые гипотезы. Малый бизнес, находясь в эпицентре эпидемии, перестраивается первым. Согласно внутреннему опросу EdTech-компании «Like Центр», проведенному в мае среди представителей малого и микробизнеса, пандемия сказалась на бизнес-модели 72% предпринимателей.
Положение малого и среднего бизнеса можно сравнить с нахождением на передовой: новые решения внедряются у них первыми, но они же несут первые потери. По данным нашего опроса, с введением режима самоизоляции в России закрылось около 25% таких компаний, то есть каждая четвертая компания за один месяц. В первую очередь пандемия коснулась тех, у кого и до нее дела шли плохо. Коронавирус в этом случае послужил хорошим поводом оправдать свои неудачи. И эта цифра будет расти — закрыться может до 80% представителей сегмента малого и микробизнеса.
Выживает самый быстрый
Предприятия, которые перестраиваются медленнее, дают возможность своим более быстрым конкурентам занять новую нишу. У представителей малого и микробизнеса здесь есть определенное преимущество. Они легче, чем их крупные собратья, внедряют новые решения, тратят меньше времени на перестройку бизнес-модели. Во время пандемии они могут отщипнуть кусок пирога у лидеров.
Каждый кризис рождал новые бизнес-идеи. Например, в 2008 году во время финансового кризиса волгоградская компания «Сады Придонья» воспользовалась повышением цен на импортные яблоки, которые использовали конкуренты. В ситуации, когда многие производители сворачивали инвестиционные программы, компания сумела реализовать пять проектов по модернизации, расширению и созданию новых производственных мощностей. За 2009 год на модернизацию «Садов Придонья» было потрачено порядка 100 миллионов рублей. Объем их продаж за этот год в литрах вырос на 35%, а выручка — на 45%, до 5,5 миллиарда рублей. В кризис удачно выстрелила стратегия позиционирования в низком ценовом сегменте. В итоге доля на рынке выросла примерно с 2% в 2009 году до 9% в 2013-м. Компания заняла третье место на российском рынке соков, потеснив лидеров — PepsiCo и Coca-Cola.
Насильственная цифровизация
В спокойное время некоторые решения откладываются в долгий ящик. Зачем что-то менять, если и так все работает? Но в условиях пандемии вести дела, как раньше, невозможно. Цифровизация, о которой говорят последние несколько лет, становится для компаний не одним из возможных вариантов, а первоочередной мерой спасения. Внутренний опрос «Like Центра», проведенный в мае, показал, что во время кризиса предприниматели стали активно внедрять антикризисные решения, в частности, переводить своих сотрудников на удаленную работу (35%), оптимизировать unit-экономику (33%). Также компании устанавливают антикризисные цены на свои продукты (32%), открывают новые направления в бизнесе (54%), совершенствуют отделы продаж (56%), тестируют новые системы мотивации (9%). В «мирное» время эти решения, которые являются основой в любом бизнесе, начинающие предприниматели часто откладывают на потом. В ситуации, когда времени на раскачку нет, новые способы применяются сразу же. Когда стоимость не внедренного вовремя инструмента — закрытие бизнеса, мозг предпринимателя работает на максимум.
Что мы имеем сейчас
Снижение доходов населения, паника среди предпринимателей, проблемы у неповоротливых крупных корпораций — все это приводит к массовой перестройке экономики. По нашим ожиданиям, основанным на анализе внешних и внутренних исследований компании, существенные изменения ждут 30% рынка.
На наш взгляд, в этот кризис успешными будут бизнесы, которые придерживаются моноконцепций. Их особенность — невысокая стоимость старта (до 500 тысяч рублей), огромный потенциал масштабирования с учетом географии нашей страны и низкие издержки за счет фокуса на одном продукте. Плюсом является то, что крупным игрокам не понятен возникший длинный тренд на моноконцепции, они их игнорируют, тем самым давая возможность владельцам таких концепций зарабатывать еще больше. Мы уже сталкивались с таким отношением, когда открывали Coffee Like в 2013 году. Тогда многие не верили в формат «кофе с собой», в то время как фокусировка на одном продукте позволила расти компании даже в условиях кризиса 2014 года. Сейчас же монокофейни популярнее классических кафе. В условиях, когда у покупателей нет денег на комплексный товар, специализация на одном продукте, которым люди продолжают пользоваться, может сыграть важнейшую роль в поддержке бизнеса. Например, один из наших выпускников, компания Modernist, которая занимается производством стульев по модели Direct to Customer, запустила продажи через соцсети вместо шоурумов и за три месяца пандемии сделала рекордную выручку в 30 миллионов рублей. В то время как продажи в этой индустрии падают: по данным исследования компании «Эвотор», например, продажи строительных материалов в марте сократились на 50%.
Другой наш выпускник закрыл свою сеть магазинов по продаже аксессуаров для мобильных телефонов и вместо нее открыл производство масок на базе швейного цеха своего товарища, получив предзаказ на 29 миллионов рублей. Третий выпускник «Like Центра» зарабатывает на монопродукте — установке газового оборудования на автомобили, имея прибыль, превышающую прибыль многих полноценных автосервисов.
Таких примеров множество: студии ногтевого сервиса, интервальные тренировки как альтернатива полноценному посещению спортивных залов, устранение вмятин на автомобиле. Эти ниши, не занятые конкурентами, обеспечивают высокую маржинальность, которая может компенсировать некоторые управленческие ошибки, допускаемые на старте бизнеса. Это все длинный тренд на развитие моноконцепций.
Другим актуальным трендом станет предпринимательство как продолжение карьеры. Половина студентов наших курсов ранее не имели бизнеса. Из-за пандемии компании оптимизируют свои расходы, сокращая сотрудников. Ситуация сравнима с той, в какой люди находились в 1990-е. Перед ними встанет выбор: сидеть и ждать откликов на резюме или воспользоваться возможностями и начать свое дело.
Кризис всегда рождает новые идеи. После кризисов 2008 и 2014 годов в России появились онлайн-банки в том виде, к которому мы уже привыкли. В нашей стране и в СНГ было основано множество инновационных компаний, которые расцвели в посткризисный период. Предприниматели всегда будут искать возможности создавать что-то новое. Их цель — увидеть тренды и воспользоваться ими. Сейчас мы наблюдаем стресс-тест в реальной ситуации, в которой рождаются сотни тысяч различных идей. Из них останутся самые жизнеспособные. Кризис — это не только про потери и банкротство. Это еще и про возможность заработать состояние.
Новая реальность — это не про летающие машины и полеты в космос. Это про подсчет денег, осознание своей действительной стоимости на рынке и работу над ее повышением. Пандемия, как большая лупа, все проблемные места показывает с увеличением. И задача предпринимателей сейчас — увидеть их и заполнить.