Михаил Миронов: Удаленка навсегда. Стоит ли оставлять сотрудников работать из дома после пандемии
С каждой неделей растет число компаний, заявивших о частичном или полном продолжении удаленного режима работы. Кроме упомянутых «Тинькофф» и РБК это:
- Mail.Ru Group, которая остается на дистанционном режиме минимум до 1 сентября — хотя компания готовится к фрагментарному открытию офисов в Санкт-Петербурге и Москве;
- «Ситимобил» — один из крупнейших сервисов онлайн-заказа такси — сохраняет удаленку на неопределенный срок. В офисы будут возвращаться только те специалисты, которым необходимо находиться на рабочем месте и которые не входят в зону риска;
- «Яндекс», продливший удаленный режим на все лето, выделил отдельную команду для проработки сценариев возвращения в офис;
- Марк Цукерберг уже заявлял, что до 50% сотрудников компании в течение пяти-десяти лет перейдут на удаленную занятость (это порядка 24 000 человек).
Банки, медиа, сфера услуг — о сохранении удаленки заявляют предприятия самых разных секторов и масштабов. Причина одна: это выгодно.
Три ключевых преимущества удаленной работы
Говоря о главных плюсах удаленки, выделяем три ключевых фактора в пользу сохранения такого режима работы.
Расширение географии поиска сотрудников
Особенно это актуально для Москвы и Санкт-Петербурга: конкуренция за квалифицированных специалистов на рынках мегаполисов очень высока. Крупные компании, доминирующие в своих сферах, регулярно поднимают уровень зарплат и забирают лучшие кадры — в таких условиях более мелкому бизнесу сложно укомплектовать штат профессионалами. Сами же гиганты вынуждены постоянно увеличивать бюджет на оплату труда.
Удаленный формат позволяет нанимать специалистов из регионов или даже из других стран, создает более ровное распределение конкуренции, отвязывает ее от географии. Это выгодно для компаний, получающих возможность привлечь профессионала за меньший бюджет, и выгодно для работников, которые могут работать без смены региона.
Рост эффективности сотрудничества
Удаленная работа — это экономия времени и средств для всех участников процесса. Компания не несет расходы (либо существенно сокращает их) на организацию рабочего места, может сократить офисные площади, сэкономив на аренде. По нормам на одного сотрудника должно приходиться не менее 4,5 квадратного метра офисной площади — для Москвы это в среднем 12 500 рублей в месяц, для области и регионов от 3500 рублей. Ежегодная экономия, таким образом, сравнима с размером одного-двух окладов.
Работник же не тратит часы на дорогу и приведение себя в приемлемый для офиса вид. В результате модель взаимоотношений сотрудник — работодатель упрощается: бизнес платит именно за труд, снижая накладные расходы, а специалист продает только рабочее время.
Исключение либо заметное снижение субъективизма
Удаленная работа заставляет бизнес опираться на автоматизированные средства учета рабочего времени: Bitcop, Kickidler или их аналоги. Основой для оценки труда сотрудников становятся объективные данные из отчетов таких систем, личный же фактор и психологическая расположенность коллег или руководства отходят на второй план. Теряют значимость такие моменты, как располагающая внешность работника, его умение поддержать офисные small-talk, сделать видимость работы — вы ориентируетесь на сухие цифры, и это предельно эффективно. Кроме того, программы этой категории позволяют руководителю удаленно подключиться к компьютеру сотрудника и проверить, чем занимается подчиненный в реальном времени.
Недостатки удаленной работы
Разумеется, удаленка имеет и свои недостатки. Отсутствие живого общения с коллегами, снижение вовлеченности в деятельность команды, необходимость выстраивать дистанционные системы коммуникации и внедрять автоматизированные системы контроля рабочего времени — все это минусы, с которыми приходится иметь дело. Однако есть важный момент: за время карантина большая часть этих минусов уже была нивелирована. Системы внедрены, новые рабочие процессы выстроены. При таком положении вещей недостатки в большинстве случаев уступают преимуществам.
Также отметим, что в некоторых сферах рынка дистанционное сотрудничество было широко распространено еще до пандемии. Некоторые примеры:
- GitHub, купленный Microsoft за 7,5 миллиарда долларов: две трети из тысячи сотрудников всегда работали удаленно;
- Automatic, разработчики Wordpress — почти вся команда на удаленке (900 человек);
- SkyEng, крупная платформа изучения иностранных языков — и разработчики, и преподаватели работают удаленно.
Опыт этих организаций показывает, что грамотно организованная удаленная работа в сфере разработки, проектирования или обучения приносит отличные результаты. Но можно ли этот опыт экстраполировать на бизнес за пределами IT?
Насколько российские компании готовы к удаленке
В начале апреля этого года компания Naumen, один из ведущих российских разработчиков ПО для бизнеса и органов власти, опубликовала результаты своего опроса, посвященного практике внедрения удаленной работы в России. Согласно данным организации, более 78% отечественных предприятий успешно смогли организовать рабочий процесс сотрудников, остающихся дома на время пандемии. Готовность перевести на удаленку весь персонал выразили 24% опрошенных компаний — это согласуется с мнением специалистов Naumen, которые уверены: каждая пятая компания в России может полностью работать удаленно.
Степень готовности к вне офисному труду существенно зависит от сферы деятельности предприятия. Так наибольшую расположенность к удаленному формату работы демонстрируют IT-организации: 90% из них и до коронавируса активно практиковали дистанционное сотрудничество. А наименьший уровень готовности к удаленке показывает госсектор: среди всех опрошенных структур положительное отношение к переводу всего штата на дистанционную занятость высказали только 16% респондентов.
Тем не менее на данный момент 89% всех опрошенных утверждают, что в полной мере располагают необходимыми техническими и программными средствами для работы из дома. Конечно, многим компаниям с началом пандемии пришлось расширить свое оснащение средствами видеосвязи и телефонии — чаще всего речь шла о приобретении бизнес-аккаунтов Zoom и Skype, а также о выделении VPN-каналов для защищенного доступа к рабочим данным.
Примеры из практики:
- В июне компания «Корус Консалтинг» отчиталась о результатах работы в период самоизоляции. Был настроен дистанционный доступ для 300 сотрудников сети «ВЕРТЕКС» (фармпроизводитель), в качестве базы для решения был выбран комплекс Cisco Adaptive Security Appliance;
- В июле «ТрансТелеКом» рассказал о расширении пропускной способности интернет-каналов, выделенных филиалам СО ЕЭС («Системный оператор Единой энергетической системы»). Это решение позволило компании сохранить высокую эффективность бизнес-процессов в период пандемии, переведя большинство сотрудников на дистанционную работу;
- О решении «Тинькофф» мы уже упоминали во введении — дополним эту информацию тем, что, по заявлению Оливера Хьюза (главы банка), сделанному им в корпоративной рассылке, работа организации от перехода на удаленку не пострадала. Более того, руководитель банка называет дистанционное сотрудничество «новым ДНК “Тинькофф”».
Многие крупные компании располагают схожим опытом: например, все сотрудники Avito получили письмо, в котором им было предложено при желании уехать из Санкт-Петербурга и Москвы на весь срок до 1 сентября, достаточно лишь обсудить «меры сохранения эффективности работы» со своим руководителем. В этом же письме утверждается, что выход Avito с удаленной работы будет происходить в несколько этапов: сперва в офисную работу включатся те, для кого это критично, и уже потом все остальные.
Вывод: вечную удаленку имеет смысл как минимум обдумать
Экономия времени и денег, безопасность (риск второй волны сохраняется и существует, поэтому продолжение дистанционной работы создает превентивную защиту от повторения пандемии) — все эти преимущества заставляют задуматься о том, стоит ли возвращаться с удаленки в офис. Опыт множества компаний уже показывает, что удаленная работа может стать отличным выбором на постоянной основе: мы ожидаем увидеть в ближайшие месяцы лишь рост количества организаций, выбравших удаленную работу в качестве постоянного формата своей деятельности.