Начать блог на снобе
Все новости

Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash

1.jpg

Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash

Андрей Евстифеев: Страха больше нет. Какой бизнес не боится второй волны

Редакционный материал
Во время пандемии коронавируса у многих предпринимателей открылось второе дыхание: появились новые продукты — тесты на COVID-19, страхование от вируса, дистанционные экскурсии и бесконтактные доставки. О том, какой бизнес в России смог расправить плечи в первую волну коронавируса и благодаря чему не схлопнется во вторую, рассказывает вице-президент и старший управляющий партнер Европейской юридической службы Андрей Евстифеев
27 августа 2020 18:32

Считать выживших и погибших после коронавирусной войны еще рано, но уже можно говорить о том, какой бизнес смог устоять во время пандемии и кто не боится второй волны.

Доставка еды

В числе победителей — сервисы доставки еды. Перейдя на удаленный режим работы, многие люди не захотели тратить время на приготовление обедов. В результате резко выросло число ресторанов, подключившихся к сервису доставки Delivery Club. Только в начале пандемии число заведений на платформе сервиса утроилось. Также в апреле в Delivery Club вышел на рекордные для себя 1 млн заказов в неделю.

Бесконтактная доставка, когда курьер оставляет заказ у двери и не общается с клиентом напрямую, стала приятным бонусом к привычной услуге. Так люди обеспечивают себе если не безопасность, то хотя бы ее иллюзию.

Фармацевтика и медицина

В разгар пандемии люди не жалели денег на лекарства и медицинские услуги. По данным аналитической компании DSM Group, в первом квартале 2020 года объем продаж противовирусных препаратов вырос на 21% по сравнению с таким же периодом 2019-го. Если начнется вторая волна коронавируса, аптеки снова ждет наплыв покупателей.

В списках услуг большинства медучреждений в связи с угрозой COVID-19 появились консультации вирусолога и новые виды анализов. С марта лаборатория «Гемотест» начала проводить тестирование пациентов на коронавирус, получив грант от правительства Москвы. Такая же привилегия теперь есть у сети медклиник «Медси» и лабораторий «Хеликс».

Учитывая, что тест на COVID-19 можно делать бесконечное число раз (им можно заболеть повторно или периодически проверяться на наличие), во время второй волны услуги лабораторий будут пользоваться высоким спросом. Да и сейчас интерес не ослабевает: многие проверяют себя, так как знают, что вирус может не проявляться и переноситься бессимптомно.

Телемедицина и дистанционные юридические услуги

Если анализы можно сдать только лично, то проконсультироваться с врачом возможно и онлайн. Пандемия помогла совершить резкий скачок телемедицине. В режиме самоизоляции большинство проблем со здоровьем, не требующих личного контакта с врачом, решалось по телефону.

Специфические вопросы, связанные непосредственно с COVID-19, конечно, задавались чаще всего. В середине марта сервис «Теледоктор24» предложил онлайн-консультации вирусолога, и этот продукт сразу стал топовым. Также к теледокторам обращались, чтобы узнать, куда идти с определенными симптомами и как отличить грипп от коронавируса. Пациенты ждут от телемедицины качественной и быстрой информации, и этот формат не исчерпает себя ни после пандемии, ни во время второй волны.

Еще одна бизнес-сфера, которая прекрасно чувствует себя во время пандемии коронавируса, — дистанционные услуги по страхованию и правовой поддержке. На рынке появились новые продукты, которые, я уверен, еще долго будут востребованы: страхование от COVID-19, юридические консультации по вопросам карантина и больничного. Например, 40% звонков в сервисы «Юрист24» и «Личный юрист» касаются оплаты больничных листов в связи с эпидемиологической ситуацией, а также защиты бизнеса.

Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash

Медиаресурсы, репетиторство и онлайн-экскурсии

У запертых в четырех стенах потребителей в разы вырос интерес к развлекательным сервисам. Медиаресурсы боролись за внимание покупателей, как могли: «Триколор», «Билайн» и «Мегафон» сделали частичный доступ к своему контенту бесплатным. Другие онлайн-площадки снижали стоимость подписок, проводили акции. Это был отличный ход: многие клиенты продлили платные подписки.

На онлайн-площадках появилось много интересных фильмов, сериалов и концертов. Этот формат позволил заработать и исполнителям, ведь офлайн-площадки были недоступны. Такая стратегия продолжит играть на руку сервисам, которые останутся главным «окном в жизнь» во время второй волны.

Также ощутимо вырос спрос на образовательные онлайн-курсы. Россияне решили заняться и изучением иностранных языков, и пением, и вязанием, и танцами, и фитнесом. Преподаватели проводили пробные занятия бесплатно и предоставляли хорошие скидки на пакеты услуг. Я уверен, что такой формат останется в живых и после возвращения к привычному ритму. Многие оценили удобство изучения французского или испанского из дома: и учителю, и ученику не нужно тратить время на дорогу и деньги на проезд.

На рынке появились новые культурно-развлекательные услуги: онлайн-спектакли, онлайн-экскурсии. Теперь, не выходя из дома, можно побывать в Государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина или увидеть Бородинскую панораму.

В будущем, помимо записанных заранее виртуальных путешествий по музеям, могут появиться услуги живых индивидуальных экскурсий, где задать интересующие вопросы можно будет в режиме онлайн. Уверен, что ни вторая, ни последующие волны не убьют в людях желание развиваться и получать новые знания.

Временное хранение вещей

Если интерес к сферам дистанционных услуг, сериалам и медицине был более-менее предсказуем, то резкий рост спроса на временное хранение вещей предположить могли немногие.

Речь идет о формате self storage, когда складской комплекс сдает в аренду отдельные ячейки. По оценкам консалтинговой компании Knight Frank и Ассоциации компаний индивидуального хранения (АКИХ), на конец 2019 года общая площадь таких пространств в Москве составила около 200 000 квадратных метров.

Откуда же взрыв интереса к таким складам? Пространства self storage работают и для физических, и для юридических лиц. Любой клиент может дистанционно взять ячейку в аренду на определенный срок (как правило, от месяца), а также заказать услуги курьера для упаковки и перевозки вещей. Такой формат стал очень популярен у бизнеса: одни предприниматели съехали из офисов, и им нужно было где-то хранить мебель, другим — передержать товар. В результате самые сильные игроки рынка — «Хоумсклад», «Сити-Бокс», «Кьюби» и «Чердак» — отметили рост выручки на 10–20%.

Все эти примеры — отличная иллюстрация того, как сложное время подарило многим предпринимателям возможность развиваться. Оказавшись в жестких рамках, бизнес быстро научился действовать креативно, предложив клиентам новые продукты и сумев заработать, казалось бы, в катастрофической ситуации.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
В июле стало известно, что банк «Тинькофф» оставит всех своих сотрудников работать из дома даже после пандемии. Офис компании при этом превратится в место для корпоративных встреч. На прошлой неделе о намерении перевести большинство сотрудников на удаленку заявили и в холдинге РБК. Насколько эффективной может быть новая модель работы и как перспективы распределенного офиса воспринимают лидеры рынка, рассказал управляющий партнер группы компаний «Альтфина», эксперт по налогообложению Михаил Миронов
Просчеты и оплошности неизбежны для любой технологической компании, будь то гигантская корпорация или молодой стартап. Но именно проработанные провалы помогают компании расти. После неудачного проекта шансы фаундера на успешный запуск повышаются на 20%. Главное — научиться извлекать из поражений пользу. CEO платежного сегмента группы QIWI Андрей Протопопов рассказал о стратегиях, которые помогут компании расти благодаря ошибкам
Во время карантина IT-отрасль стала одним из главных драйверов экономики и получила существенную поддержку государства. Как пандемия повлияла на индустрию, что ждет рынок в постковидном будущем и как такие проекты, как «Цифровой прорыв», могут помочь в решении кадрового вопроса, рассказывает руководитель этого проекта, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.