Василий Алексеев: Что произошло с рынком франчайзинга после пандемии
Франчайзинг в России пока еще остается недооцененной бизнес-моделью как с точки зрения запуска бизнеса, так и инструмента масштабирования действующего предприятия. По франшизе здесь работает только 2% малых и средних предприятий, в то время как, например, в США — седьмая часть всех компаний. Однако пандемия и вызванные ей кризисные явления дали возможность по-новому оценить потенциал франчайзинга в нашей стране. В частности, на фоне сужающегося сектора малого и среднего предпринимательства (на начало 2020 года закрылось 125 тысяч предприятий, а к августу — еще 240 тысяч) заметнее становится прирост общего количества франшиз — плюс 16% за последний год, — сопровождаемый ростом спроса со стороны потенциальных франчайзи.
Всплески спроса на франшизы в 2020 году распределялись в зависимости от сферы деятельности компаний. В разгар пандемии были востребованы сервисы доставки, бухгалтерские услуги, детские языковые центры. Затем возник интерес к медицинским лабораториям и аптекам, а к моменту отмены режима самоизоляции — предприятиям индустрии красоты, физкультуры и спорта, бытовых услуг. Схожую динамику демонстрировали компании из портфеля инвестиционного фонда ГК Like, который вкладывает средства в выпускников образовательных программ. Сети студий маникюра MOHITO за семь месяцев 2020 года удалось прирасти 15 франчайзи-партнерами. Больше чем в два раза увеличилось количество франчайзи сети студий косметологии Epilier (с 22 до 49). Сеть школ по обучению бьюти-мастеров «FABRIKA красивого бизнеса» сумела продать за этот период 5 франшиз. Сеть школ балета и растяжки LEVITA выросла с 3 до 22 франчайзи-партнеров. Наибольший спрос от потенциальных франчайзи «Like Центра» пришелся на летние месяцы: в июне поступило 416 заявок, в июле — уже 1716 заявок. Рассматривая данные показатели, также надо делать поправку на то, что привлечение новых партнеров «Like Центр» возобновил только в марте после почти годичного перерыва на переупаковку франшизы. Подтверждается тенденция и другими франчайзинговыми сетями. Антон Дерягин, глава отдела франчайзинга «Додо Пицца», отметил, что трафик лендинга о франшизе начал падать в марте и к маю составил менее 50% от февральского уровня, а уже в июне пошло быстрое восстановление докризисного уровня. Интересен тот факт, что даже в апреле-мае компания заключила несколько договоров с франчайзи.
Антикризисное предложение
Одной из особенностей развития франчайзинга в кризис стала либерализация условий для новых франчайзи. Пандемия привнесла на рынок более выгодные предложения, чем были до нее. Сюда можно отнести снижение ставок паушальных взносов, каникулы по роялти, а также обновленные форматы франшиз. Например, управляющая компания сети школ балета и растяжки LEVITA перестроила бизнес-модель, сократив первоначальные вложения для франчайзи. Если раньше обязательным условием была долгосрочная аренда помещения под студию, то по новым условиям появилась возможность открыться, используя залы на условиях почасовой аренды. Сеть студий маникюра MOHITO предложила новый вариант франшизы, предполагающий работу в формате маленькой студии с минимальными вложениями: 500 тысяч рублей в ремонт и оборудование, плюс паушальный взнос 250 тысяч. Итоговое предложение состояло в том, чтобы за 750 тысяч рублей с минимальными рисками минимальной командой открыть полноценную студию маникюра, которая в кратчайший срок начнет показывать результат. Кроме того, управляющая компания MOHITO увеличила маркетинговую активность, не поддавшись общему настроению рынка к сокращению бюджетов, а также изменила позиционирование, решив отказаться от продвижения MOHITO как женского бизнеса. Совершенно новое прочтение инструмента применили в компании MODERNIST. Новый формат франшизы предполагал, что потенциальный франчайзи устраивается в компанию в качестве менеджера, выстраивает продажи и только потом открывает собственный шоурум. Иными словами, сначала выходит на прибыль, а затем уже несет расходы. Пока был только один набор, в мае. Из 600 заявок отобрали 35, из них осталось 12 человек, которые уже запустились в своих городах. В настоящий момент продажа франшиз приостановлена, поскольку действующая сеть обеспечивает полную загрузку производства.
Недооцененная модель
Потенциал франчайзинга обеспечен его эффективностью как инструмента развития малого, среднего и в особенности микробизнеса. Открытые по франшизе бизнесы зачастую быстрее окупаются, работают эффективнее и живут дольше предприятий, запущенных с нуля. Это обусловлено тем, что на рынок франчайзинга выходят проекты с отточенной бизнес-моделью, готовыми решениями, оптимизированными процессами. Вместе с тем франчайзинг удовлетворяет спрос предпринимателей на минимизацию рисков, сопровождение и поддержку на всех этапах становления проекта. Для управляющих компаний франшиза — способ масштабирования и дистрибуции в неохваченных регионах и на международных рынках, который позволяет развивать сеть быстрее и решать проблему администрирования экономически эффективнее, нежели за счет собственных ресурсов. Таким образом, есть все основания ожидать дальнейшего развития рынка, которому будут способствовать как франчайзи, так и франчайзеры. По опыту кризиса 2007 года, когда рынок российского франчайзинга вырос более чем в три раза, в перспективе 2021 года прогнозируется расширение на уровне 25%.
Франчайзинговые сети и предприниматели внутри них гораздо более устойчивы к переменам, чем те, кто открывает отдельную точку. Это происходит за счет экономии на масштабе и получения выгод от регулярного обмена успешными практиками между франчайзи-партнерами.