Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash
Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash

Нина Миронова, экономист

Мне кажется, люди стали не столько больше экономить, сколько меньше хотеть. Хотя, конечно, у большинства теперь нет необходимости покупать офисный костюм, бегать каждые две недели в салон прокрашивать корни или записываться на укладку для корпоратива. Моя парикмахер говорит, что работы у нее стало ровно в два раза меньше. Вероятно, я из тех 30%, кто сократил свои расходы на треть, и из тех 30%, кто на удаленке будет работать еще в течение нескольких месяцев. Но вся эта экономия с лихвой будет компенсирована снижением доходов в ближайшем будущем (как и у большинства). Просто кто-то об этом еще не знает и думает, что наконец-то ему удается копить/копить больше. В реальности же все работает как сообщающиеся сосуды, уменьшение расходов через несколько экономических звеньев приведет к уменьшению доходов, а на накопительных счетах будет оседать та же сумма, что до ковида, а то и меньше.

Дарья Азовская, фотограф, стилист

Мои расходы на «светскую жизнь», безусловно, сократились, но вместо билетов в театры я стала покупать билеты на онлайн-лекции, вместо походов в кино — онлайн-спектакли и так далее. Наверное, в сумме все осталось на том же уровне. 

Лариса Бабкина, владелица риэлторского агентства

Надо сказать, риэлторы не слишком долго работали удаленно — только в период самоизоляции, да и то пиратские вылазки случались, потому как почти сразу спрос на недвижимость вырос, особенно на загородные объекты, что понятно. 

Тем не менее, если не считать эти три месяца, когда офис был закрыт по велению властей, а платить за него приходилось, пусть и с 30-процентной скидкой, которую мне дали арендодатели, экономия в уходящем году случилась. В основном из-за того, что отменились почти все путешествия. Удалось съездить на неделю в Калининград и окрестности, но по сравнению с предыдущими годами это совсем недорогая поездка. Да и количество покупок, которые я привыкла делать за границей, сократилось практически до нуля. Не могу сказать, что я этому рада. Совсем наоборот. 

Елена Проколова, журналист

Искренне ненавижу удаленку, весь 2020 год и мечтаю вернуться к нормальной жизни. Хочу куда-то ходить, беседовать с живыми людьми. Деньги тратить почти перестала. Такая статья расходов как «транспорт» исчезла полностью. Косметику не покупаю, потому что просто не крашусь. Одежду тоже не покупаю — некуда в ней ходить. Продукты беру только необходимые, те, что быстро готовятся. Одичала до крайности.

За все это время на фоне жесткого кризиса появились две новых статьи расходов. Примерно раз в неделю хожу к косметологу и в индийское кафе недалеко от дома.

А еще стала заказывать посуду в свою квартиру, которую вот-вот должны построить. Покупаю на «Алиэкспрессе» тарелки из кокосовой скорлупы, деревянные кофейные чашки, винтажные вилки. Сегодня как раз получила такую посылку. Это слегка поднимает настроение.

Anna Bistroff, дизайнер, лектор по истории и философии моды

Мне сложно сказать, сократились мои расходы или наоборот: счетовод из меня неважный, и я всегда предпочитала больше зарабатывать, чем меньше тратить. Одно могу сказать точно: в этом году расходы изменились по сути. К примеру, если раньше я тратила больше денег на еду вне дома (кафе и рестораны), то теперь предпочитаю долго и скрупулезно выбирать более качественные, дорогие продукты и готовить дома — даже для себя одной. Деньги, не потраченные на путешествия, пошли на поддержание здоровья и уход за собой — позволила себе дорогостоящие косметические процедуры. Я стала покупать гораздо меньше одежды, но, опять же, выбираю ту, что лучше и дороже — чтобы надолго хватило (любимые вещи я ношу годами). И так во всем. Изменился сам подход к тратам: ушла привычка «финькать» деньги, каждая покупка обдумывается. И знаете что? Даже мой холодильник иллюстрирует новый подход к потреблению. Я довольно строго придерживаюсь здорового питания, и тем не менее, раньше холодильник был забит всякой всячиной, много продуктов в конце концов летело в ведро (та же зелень, увядшая или подгнившая). А теперь все планирую: сегодня съем это, завтра — то, и лишь потом отправлюсь за продуктами. Так что лично меня пандемия дисциплинировала.

Галина Альтман, музыкант, педагог, композитор

Я музыкант, композитор — и хорошо, что у меня нет офиса и есть домашняя студия. Расходы мои — в основном на профессиональное творчество и коллаборации: запись музыки, выпуск альбомов, съемки-выступления и гардероб для них, фото и видеоконтент для всех соцсетей. Из личного — путешествия, театры-музеи и кафе-рестораны, конечно: дома редко бывает время готовить, а я гурман, люблю поесть красиво и вкусно. 

Путешествия многим из нас «улыбнулись», и, соответственно, расходов на них нет. Хотя это та еще экономия — лучше бы я потратилась, честно. Мои ресурсы восстанавливаются только на солнышке, зима в Москве для меня — давно забытый ужас. Спасают совместные с коллегами творческие проекты — выпускаем новую музыку и клипы, работаем с художниками, придумываем новые сценарии, перформансы и арт-проекты, иногда даем онлайн-концерты, чтобы порадовать и поддержать людей — пусть искусство светит всем.

Инвестирую я только в свои проекты и творческие коллаборации, и не могу сказать, что страдаю от того, что не знаю, куда бы вложить освободившиеся средства. Поэтому, наверное, о сокращении расходов в моем случае говорить не совсем правильно — скорее, об изменении их структуры. Насколько я знаю, у коллег — творческих профессионалов ситуация похожая, мы все в одной лодке.

Желаю всем ни в принципе, ни особенно сейчас не экономить на себе, как бы банально это ни звучало — а, наоборот, воплощать свои давние мечты и планы, радовать и развивать себя, чтобы не скатиться в рутинное обслуживание образа жизни и физиологических потребностей — самый большой страх творческого человека и мой лично. Общайтесь, читайте, слушайте, смотрите красивое и полезное, учитесь, создавайте новое. 

Подготовила Татьяна Санькова

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Личное». Присоединяйтесь