Где искать партнеров, как опыт влияет на управление проектами и что делать со «стеклянным потолком». Отвечают женские команды в сфере культуры
Участницы дискуссии:
- Валерия Земскова, Надежда Пономаренко, Алиса Лоза — команда Фонда культурных проектов «Четверг»
- Вера Маслова — соосновательница кураторского агентства ScienceMe
- Дарья Ивницкая, Софья Бассэль — команда SODA.Büro
- Светлана Лукьянова — соосновательница проекта Write like a grrrl
- Ирина Изотова, Лола Тагаева, Марина Лексина — команда Moscow FemFest
- Анна Чепурная, Анастасия Полумордвинова — команда галереи «Нагорная»
Поиск новых тем на культурном поле благодаря особой оптике
Надежда Пономаренко: «Недавно мы запустили опен-колл на пьесы, посвященные табу на нелюбовь к детям. Обязанность безусловно любить детей — традиционная женская тема. И мы понимаем, что только женщины могли создать проект, подсвечивающий и проблематизирующий этот вопрос».
Анастасия Полумордвинова: «Мне кажется, боль и некоторые проблемы женщин могут понять только женщины: темы о теле, восприятии мира и самоидентификации могут отразить кураторки и художницы, потому что они проживают все то же самое в данный момент. Мужской взгляд менее субъективный, им хочется говорить об общем, затрагивать политические, экологические вопросы. Их, конечно, поднимают и женщины, но мужчины как будто лишены возможности говорить о своей чувственности, возможно, поэтому она реже проявляется».
Качественные изменения культурной среды не только с помощью денег
Вера Маслова: «Мне кажется, для нас более важно социальное воздействие — зона влияния по вовлечению людей. Это видно в общении со стартапами, менторами, инвесторами: они ставят другие цели в своем бизнесе и в своих проектах, даже если они не связаны с прибылью. Мы как будто стремимся сделать этот мир лучше не через денежные потоки. Деньги — это инструмент, а не самоцель».
Отказ от иерархии в пользу горизонтальных связей
Марина Лексина: «У нас в команде очень много разных задач, и традиционная иерархия сверху вниз просто не работает. Работает подход, в котором присутствует больше осознанности и уважения к человеку. Мне кажется, жесткая иерархия будет очень сильно тормозить рабочий процесс, поэтому важно просто отвечать на вызовы времени».
Комфортная среда не только для своей команды, но и для внешней аудитории проекта
Софья Бассэль: «Участники наших образовательных программ отмечают, что у нас создается уютная атмосфера, очень доверительная и безопасная среда. Возможно, это связано с тем, что мы, две женщины, создали такое место, уютную кухоньку, на которой можно поболтать. Идея открытости, призыв не стесняться ошибок — все это, может быть, немного мама-паттерн, но он помогает нашим участникам раскрываться и достигать реальных образовательных результатов».
Партнерство и коллаборации с другими женским проектам
Лола Тагаева: «Исходя из своего опыта, могу сказать: чтобы получить партнерство, важно найти женщину, у которой болит сердце ровно за то же, за что и у нас. Нам всем еще долго расти до эмпатии и общих моральных норм и качеств, на которые мы все можем опираться вне зависимости от того, мужчина ты или женщина. Но, как показывает практика, своя рубашка ближе к телу. Нужно найти человека с такими же ценностями: если ты женщина, вы друг друга поймете».
Общий язык для сотрудничества с «мужскими» проектами, доминирующими в других отраслях
Софья Бассэль: «Нормальное рабочее общение будет, когда мы уберем перегибы как в эмоциях, так и в концентрации на цифрах. Тогда мы будем разговаривать на общем и понятном языке взаимной выгоды. Чтобы любой разговор и любое партнерство были эффективными, сначала следует договориться о том, что мы оба будем считать хорошим результатом».
Альтернативные источники финансирования
Марина Лексина: «Думаю, женским командам нужно находить альтернативу госфинансированию, уходить в независимое положение, независимые фирмы и группы. Важно искать финансирование где-то еще, чтобы не сталкиваться с искусственным лимитом, который, к сожалению, есть в России на каждом уровне».
Преодоление «стеклянного потолка» и борьба с гендерной дискриминацией в культуре
Вера Маслова: «Я согласна с тем, что за последние пять-шесть лет в культуре стало лучше: сегодня есть больше возможностей для женщин, хотя их, на мой взгляд, все равно недостаточно. Потолок точно есть там, где начинается высокий уровень принятия решений. В этом смысле проще общаться с международными проектами: там гендерная разница ощущается меньше. Вы общаетесь на равных, там нет выражения “девчонки” или флирта».
Дарья Ивницкая: «У нас была одна смешная ситуация: к нам относились несерьезно, потому что мы молодые, а [в проекте] были другие женщины, более взрослые. Один из наших заказчиков в одном из регионов называл нас “креативными девчонками из Москвы”. Мы точно не “креативные девчонки из Москвы”, мы сделали достаточно много проектов. И эта дискриминация была не со стороны мужчин: это была взрослая женщина, которая несерьезно к нам относилась».
Отсутствие «стеклянного потолка» внутри своего сообщества
Света Лукьянова: «Я понимаю, что “стеклянный потолок” для нас однозначно есть, но мы внутри нашего внезапно образовавшегося сообщества должны понимать, что тоже можем создать свой “стеклянный потолок”. Особенно из-за того, что мы очень дружественное сообщество. Мы можем в один момент забронзоветь и стать феминистками за все хорошее, которые не принимают ничего нового».
Запуск социально ориентированных культурных проектов и партнерств с НКО
Валерия Земскова: «Женский опыт так или иначе связан с большей эмпатией, и мне кажется, что это повлияло на подъем сферы НКО, подъем фондов. Раньше они не имели такого большого влияния в сфере культуры, а теперь люди идут работать в НКО, в том числе мужчины, которым раньше это казалось странным. Это может быть связано с еще большей эмпатизацией сферы культуры: вопросы социальной неблагополучности сейчас выходят на поверхность — возможно, благодаря женскому взгляду».
Больше текстов о политике, экономике, бизнесе и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь