Все новости
Редакционный материал
Держать дистанцию.

Как закон об удаленной работе повлияет на отношения сотрудников и руководства компаний

В начале декабря президент Владимир Путин подписал закон об удаленной работе, который вступит в силу уже 1 января 2021 года. В России появится само понятие дистанционной работы и существенно изменятся нормы, действовавшие ранее в этой области. Однако эффективность закона будет напрямую зависеть от положения дел в экономике, уверен гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев
24 декабря 2020 13:24
Фото: Monica Silvestre/Pexels

Российское трудовое законодательство оказалось не готово к массовому переводу работников на удаленный режим. Такой вердикт вынесли в пояснительной записке авторы нового закона об удаленной работе. К слову, среди его создателей — председатели Госдумы и Совета Федерации Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко.

Теперь в стране уже не де-факто, а де-юре появятся три варианта работы «вне офиса»: дистанционная работа (когда человек работает так постоянно), временная дистанционная работа (на срок не более полугода) и комбинированная удаленная работа (когда «удаленка» чередуется с посещением офиса).

Учитывая сложившуюся ситуацию на фоне коронавирусной пандемии, инициатива кажется своевременной. По данным Минтруда, за год количество «удаленщиков» в стране выросло в 116 раз — с 30 тысяч в 2019 году до 3,5 миллиона в ноябре 2020 года. Впрочем, столь взрывная динамика объясняется не только влиянием COVID-19. До сих пор власти просто не слишком хорошо мониторили рынок удаленной работы. Сейчас же он оказался в центре внимания хотя бы потому, что в надежде вписаться в программы господдержки или под угрозой штрафа работодатели стали регулярно информировать надзорные ведомства о количестве сотрудников, переведенных на «домашний режим».

К счастью, в отличие от трудового законодательства бизнес оказался вполне готов к «удаленке», конечно, в тех областях, где это в принципе возможно. Большинство ответственных работодателей решили вопрос с переводом людей на дистанционный формат задолго до появления соответствующего законопроекта. Так, еще в марте пионерами «удаленки» стали Mail.ru, «Яндекс», «Ситимобил», «Макдоналдс», «Лаборатория Касперского», «Норникель», «Уралхим», Aviasales, «Тинькофф» и другие компании. Мы в Webbankir тоже оперативно перевели сотрудников на «удаленку».

В большинстве случаев новые взаимоотношения между работником и компанией регламентируются дополнительными соглашениями к трудовому договору. В них содержатся исчерпывающие сведения о правах и обязанностях сторон. Например, указаны допустимые каналы связи, начало и конец рабочего дня, прописано, каким образом сотрудник должен отчитываться о проделанной работе. Может даже фиксироваться адрес его местонахождения, если компания полагает, что отъезд человека в другой город или страну негативно скажется на его эффективности.

Учитывая, что закон обратной силы не имеет, текущие трудовые взаимоотношения будут по-прежнему регулироваться действующими допсоглашениями, а вот перезаключать их придется уже с оглядкой на новые правовые реалии. Так что же изменится с 1 января 2021 года? И на что стоит обратить внимание сотрудникам и работодателям?

Закон четко оговаривает, что для перевода на «удаленку» необходимо согласие сотрудника. Исключения составляют случаи катастроф, аварий и других ЧС. Интересно, что так называемые нерабочие дни, объявленные президентом весной 2020 года, ЧС не являлись. А значит, если представить, что подобная ситуация повторится в будущем, работодателям и сотрудникам придется снова вступать на почву переговоров — закон им в этом не поможет.

Из того, что может порадовать в новом законе работника: если перевод на «удаленку» временный, работодатель обязан предоставить необходимое оборудование или компенсировать расходы на него. При этом время простоя будет считаться не зависящим от сторон договора и оплачивается по нормам Трудового кодекса. Если специфика деятельности сотрудника вообще не позволяет выполнять работу удаленно, во время простоя ему нужно выплачивать не менее двух третей должностного оклада. Работа за пределами обозначенного в договоре расписания оплачивается как сверхурочная: первые два часа — в полуторном, а далее — в двукратном размере. Работодатель также не вправе снижать зарплату за перевод на дистанционную работу.

Однако сказать, что новый закон всецело на стороне работника, нельзя. У работодателя по-прежнему остаются мощные рычаги влияния на персонал. Во-первых, в окончательной редакции из закона исчезла формулировка о «праве на офлайн», то есть времени, когда сотрудник может не отвечать на звонки и пропадать из доступа. Во-вторых, работодатель вправе расторгнуть трудовой договор, если подчиненный не выходит на связь более двух рабочих дней. И это, пожалуй, наиболее спорный момент во всем законе, поскольку открывает большой простор для манипуляций. Например, если от работника хотят избавиться, его могут перевести на дистанционный режим, затем отключить почту или корпоративный телефон и, наконец, выждав положенные по закону пару дней, заявить, что он уволен, поскольку не выходил на связь.

Не совсем ясно и то, как будут оцениваться те самые переработки, за которые необходимо платить в полуторном, а то и двукратном размере. Сколько компания должна доплатить за звонок шефа подчиненному после 18 часов? Или если клиент вдруг начнет поздно вечером писать в мессенджер? Подобные переработки редко учитываются даже при традиционной организации работы, если только трудовой договор изначально не предполагает ненормированный рабочий график, который дает определенные преференции, например дополнительные три дня к отпуску.

Конечно, можно представить ситуацию, при которой находящийся на «удаленке» сотрудник скрупулезно фиксирует все переработки, чтобы по итогам месяца выставить работодателю кругленький счет. Однако вряд ли подобная педантичность останется безнаказанной: шансы на то, что с таким подходом человек и дальше останется в команде, очень невелики. Иными словами, буква закона может сильно расходиться с действительностью.

В конечном счете отношения между работником и работодателем определяются законами экономики, то есть балансом спроса и предложения. На фоне общего снижения экономических показателей (по данным Минэкономразвития, за девять месяцев 2020 года российский ВВП сократился на 3,6%) сейчас мы явно видим рынок работодателя. К слову, по данным недавнего исследования Visa, 38% компаний не собираются возвращать сотрудников в офисы в обозримом будущем, а 24% заявили, что в ближайшие полгода намерены уменьшить фонд оплаты труда, то есть либо сократить персонал, либо урезать зарплаты. И новый закон их не удержит.

Больше текстов о политике, экономике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Как трансформировалось поведение в новом рабочем пространстве и почему сегодня актуальны нормы цифрового этикета, рассказал генеральный директор Европейской юридической службы Андрей Голощапов
Многие бизнесмены тратят все силы и время на работу, забывая о семье и отдыхе. Чем грозит подобный подход и можно ли добиваться своих целей без выгорания, разбирается клинический психолог, специалист по финансовому мышлению Полина Большакова
Директор Регионального общественного центра интернет-технологий — о том, какие навыки будут востребованы в 2021 году