Все новости

В будущее возьмут не всех. Почему в России важно развивать креативные индустрии

2 июня в рамках деловой программы ПМЭФ в Санкт-Петербурге прошел Форум креативного бизнеса. «Сноб» поговорил с представителями креативных индустрий об экономике идей в России, роли женщин и важности развития творческих кластеров в стране
2 июня 2021 13:25
Фото: Pixabay/ Pexels

Гульназ Кадырова, замминистра промышленности и торговли

Участвует в сессиях «Что Россия придумывает сейчас?», «Социокультурные проекты: ТЕТРА как новый механизм развития креативных индустрий и государственно-частного партнерства» и «Креативные индустрии: статистика, экспорт и интеграция в мировую экономику», организованных при поддержке Минпромторга РФ  

Постиндустриальная экономика предполагает переход к «экономике идей», «экономике знаний», «экономике творчества» или, как это называют сейчас, «креативной экономике», в которой основным фактором производства являются идея, новые знания и творческая активность. Научные разработки и исследования, искусственный интеллект, инновационные технологии и глобализация продукта — вот современные тренды. Нестандартная идея сегодня — одно из основных конкурентных преимуществ, а благодаря цифровизации и возможностям современных коммуникационных технологий успешная бизнес-идея может легко масштабироваться и охватывать все мировые рынки. Сфера креативных индустрий определяет новые виды социально-экономического взаимодействия и между государствами. Поэтому сегодня нам просто необходимо развивать креативную экономику. Мы уже работаем в этом направлении. Доля креативных индустрий в ВВП с 2016 года выросла с 3% до 5%. По данным АСИ, это более 4,8 трлн рублей. 

Минпромторг РФ поддерживает направления креативных индустрий, имеющих промышленный характер.  Например, способствует возрождению, развитию и сохранению народных художественных промыслов, а также помогает развитию проектов в области легкой промышленности, моды, дизайна, IT и других направлений креативного бизнеса. Однако очень важно, чтобы это была комплексная работа на уровне государства, включающая разработку новых законов и мер поддержки для каждой составляющей креативных индустрий.

Сергей Капков, директор Центра урбанистики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Участвует в сессиях «Что Россия придумывает сейчас?», «Креативные кластеры: глобальные тренды и отечественная специфика» при поддержке Союза креативных кластеров, «Социокультурные проекты: ТЕТРА как новый механизм развития креативных индустрий и государственно-частного партнерства» и «Креативные индустрии: статистика, экспорт и интеграция в мировую экономику», организованных при поддержке Минпромторга РФ 

Креативные индустрии важно развивать во всей России, а не только в крупных городах. Этот сектор экономики напрямую зависит от людей. Обычно творческие люди переезжают туда, где есть какая-то поддержка государства, интересные бизнес-проекты. Нужно создавать условия в тех городах, где люди родились, чтобы у них было желание остаться и развивать свой край. Начинать следует с 15 городов-миллионников, с создания там творческих кластеров, а дальше распространять на всю Россию.

Креативные кластеры — это формирование определенной экосистемы и атмосферы в городе. Они важны как для развития самого города, так и для бизнеса, а также для создания новых рабочих мест. На сегодняшний день эти задачи лежат на местных властях и частном бизнесе. Именно местные власти могут мотивировать жителей, помогать креативным индустриям с площадками и финансовой поддержкой за счет специальных субсидий и грантов.

Готовить специалистов в этих сферах нужно начинать еще со школы. И это ответственность региональных департаментов культуры и Министерства культуры, им стоит сделать уклон на эстетическое образование школьников. В университетах важно мотивировать молодых людей, учить их выражать свои идеи, делать из самых смелых желаний пилотные проекты, которые затем можно масштабировать. Успешные проекты должны быть в каждом регионе — это благоприятно повлияет на Россию.

Уровень подготовки специалистов в вузах сильно зависит от бюджета в регионах. Например, в Башкортостане, Нижегородской области, Москве и Ханты-Мансийском округе направление креативных индустрий развивается опережающими темпами. По моим ощущениям и по данным, которые мы недавно собрали, в России около 30 регионов активно участвуют в развитии творческих индустрий и креативного бизнеса. 

Софья Троценко, основательница ЦСИ «Винзавод», член правления Ассоциации галерей

Участвует в сессиях «Креативные кластеры: глобальные тренды и отечественная специфика» и «Мировые арт-столицы: чего не хватает российским мегаполисам, чтобы получить такой статус?», организованных при поддержке Ассоциации галерей 

Креативные индустрии в мире сейчас развиваются с рекордной скоростью. Россия в этом процессе — не исключение. Сегодня творчество и креативность решают множество социальных и экономических задач, это стало особенно заметно после пандемии. В России живет огромное количество талантливых людей, и для нас развитие креативных индустрий — чрезвычайно важный процесс, благодаря ему мы можем диверсифицировать экономику страны, которая до сих пор зависит от добычи полезных ископаемых. Большую роль в развитии креативного бизнеса играют творческие кластеры. Российские кластеры отличаются от западных экономической моделью. В западных моделях, когда город или регион понимает необходимость творческого кластера на своей территории, он субсидирует ставку аренды для резидентов или создает фонд и собирает экспертный совет, который управляет кластером и занимается его развитием. В России творческие кластеры, как правило, частная инициатива. С моей точки зрения, обе модели могут быть эффективными, но их успешность сильно зависит от уровня развития креативной экономики в конкретном регионе. Возьмем, например, Москву. В ней не хватает искусства, особенно в публичных пространствах. Но искусство должно быть заметным, практически символом города. В Санкт-Петербурге ситуация немного отличается — он пропитан историческим и культурным наследием, но когда речь заходит о современном искусстве, то же самое можно сказать и о нем.

Янина Новицкая, управляющий директор Cartier в России и СНГ

Участвует в сессии «Женщины и инновации: креатив как главный драйвер устойчивой экономики», «Инвестиции в кадры: партнерство бизнеса и образования в креативных индустриях» при поддержке Universal University 

В развитии креативной экономики женщины играют важнейшую роль. Они часто выступают амбассадорами инновационных решений и важных социальных изменений для будущих поколений. Умение нестандартно мыслить, быть гибкими и проявлять максимум эмпатии также обычно присуще именно женщинам, а именно эти качества необходимы для развития креативного бизнеса.  

В последнее время мир активно говорит о womenomics. Женщины становятся все более активными участниками экономики, что естественным образом требует формирования новых стратегий коммуникации и решений. 

В России до сих пор есть стереотипы, связанные с женщинами в бизнесе. Часто встречается предвзятое отношение к проектам, возглавляемым ими. Люди меньше верят в успех предложенной бизнес-модели и способности женщин стратегически мыслить. Кроме того, одни и те же действия и эмоции, исходящие от мужчины и женщины, интерпретируются по-разному. То, что воспринимается как признак уверенности в себе со стороны мужчины, со стороны женщины трактуется как проявление излишней властности (confident vs bossy). Поэтому пока, к сожалению, доля инвестиций в женские стартапы гораздо ниже.

Сегодня женщинам все еще приходится делать гораздо больше, чтобы доказать свое право выступать на равных с мужчинами. Ситуация понемногу меняется, но ускорить эти изменения можно только с помощью активной роли государства и бизнеса. 

Инновационные проекты и решения, предложенные предпринимательницами – участницами конкурса Cartier Women’s Initiative, во многом стали ответом на проблемы и факторы, ограничивающие нормальную жизнедеятельность женщин в тех или иных регионах мира. Решение этих проблем станет катализатором мирового прогресса, ведь визионерская роль женщин-предпринимательниц делает инновации инклюзивными, а значит, и способствует развитию креативной экономики.

Елена Маринина, директор Форума креативного бизнеса

В основе творчества заложены чувство и мысль, символы и внутренние переживания. Соединение талантливых людей вокруг какой-то идеи или места рождает особый дух креативности. Он формирует образ страны, с которой соотносится. Сегодня, когда после длительной пандемии вновь открываются главные мировые фестивали, музеи и галереи, начинает свою работу Венецианская биеннале, и нет лучшего времени, чтобы приветствовать ведущих представителей российского и международного творческого сообщества на Форуме креативного бизнеса в Санкт-Петербурге. 

В этом году у форума представительный список международных участников и партнеров. И дальше мы планируем активно развивать международное сотрудничество. В нашей дорожной карте на 2021 год — участие в главных деловых форумах Росконгресса, а также в Dubai Expo. Международным партнером Форума креативного бизнеса стал ведущий итальянский журнал о дизайне INTERNI. Conversation-партнерами — представители ключевых международных культурных организаций, включая Фонд Ага Хан в Индии, Dubai Design Week, Belgrade Design Week, Design Miami и Istanbul Design Biennial. 

Форум креативного бизнеса впервые проходит на ПМЭФ — главной российской деловой площадке. И для нас особенно важно, что конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) включила форум в дорожную карту ведущих мероприятий Международного года креативной экономики в целях устойчивого развития, объявленного ООН в 2021 году.

Анжелика Сулхаева, заместитель гендиректора медиагруппы «Комсомольская правда», участница программы «Женщина-лидер»

Креативные индустрии — емкое понятие, включающее в себя широкий спектр отраслей и видов деятельности: от народных художественных промыслов до медиа. Но совершенно точно это именно то направление, которое необходимо развивать, и делать упор стоит именно на регионы, начиная с тех, в которых существуют проблемы с оттоком местного населения, например, регионы Дальнего Востока.

Развитые креативные индустрии — это не только вклад в общий ВВП, это возможность населения реализовываться в своем родном городе, населенном пункте без необходимости срываться с места, переезжать в Москву, Петербург и прочие крупные города, где больше возможностей. По роду деятельности я часто бываю в региональных командировках и вижу, насколько у нас самобытная, мультикультурная страна и насколько важно поддерживать, сохранять наш культурный код. Сделать это можно, как раз создавая как можно больше институтов поддержки, креативных кластеров и образовательных платформ на местах.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: 

Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.
Читайте также
Пандемия сформировала новые тренды на рынке инвестиционной недвижимости и перераспределила денежные потоки. Одним из самых лакомых кусочков для инвесторов становится Португалия: в регионе много выгодных объектов по хорошей цене, которые смогут обеспечить стабильный растущий доход. О ситуации на рынке рассказывают управляющий директор и глава департамента недвижимости UFG Wealth Management Михаил Девятов и инвестиционный менеджер UFG Wealth Management Михаил Романов
Шестой в списке самых богатых людей в мире по версии Forbes 90-летний инвестор Уоррен Баффет определился со своим преемником в группе компаний Berkshire Hathaway, которой миллиардер управляет уже более полувека. Новым гендиректором компании станет Грег Абель. «‎Сноб» рассказывает, как о новом руководителе случайно узнали журналисты, чем примечательна его карьера и сколько он зарабатывает
Пока правительства решают, что делать с биткоином, а начинающие инвесторы пытаются понять, как же работают криптовалюты, рынок блокчейна предлагает новый тренд — NFT. Художники, музыканты, журналисты превращают свои произведения в токены и продают их за тысячи и миллионы долларов. Одни называют это революцией в мире цифрового контента, другие считают временным бумом. Пытаясь разобраться, как работает новая блокчейн-технология, корреспондент «‎Сноба» Асхад Бзегежев несколько раз запутался и в конце концов решил самому себе объяснить, что такое NFT, простым языком. Вот его внутренний диалог, из которого все наконец станет понятно