Все новости
Редакционный материал

Подрядчики вместо сотрудников: как будут нанимать на работу в ближайшем будущем

Ограничения, связанные с пандемией коронавируса, вводят и отменяют, но спровоцированные ею изменения рынка труда только набирают обороты. Одним из заметных трендов становится замена сотрудников подрядчиками: работодатели все чаще предпочитают нанимать людей на конкретные проекты и под конкретные задачи, а не на постоянную занятость. К чему это приведет и чего ждать в ближайшем будущем, рассказывает Константин Борисов, гендиректор Support Partners
6 июля 2021 9:15
Фото: Pexels

Согласно докладу Future of Jobs, представленному на Всемирном экономическом форуме, к 2025 году 41% работодателей планируют максимально активно привлекать к выполнению специализированных работ сторонних подрядчиков. Может показаться, что это не очень много, но нужно учитывать важный факт: 94% компаний считают, что обучение сотрудников новым навыкам должно быть задачей самих сотрудников, а не компании. Иными словами, нанимая людей на постоянную работу, организации ждут от них саморазвития, как от подрядчиков, избегая инвестиций в обучение.

У такого положения вещей есть вполне понятные экономические причины: на фоне кризиса многие компании просто не могут позволить себе содержать большой штат работников или нанимать дорогих специалистов. Это подтверждает рост числа контрактов на удаленную работу и регулярные сокращения (только за 2020 год мировой рынок труда потерял около 255 миллионов рабочих мест — в четыре раза больше, чем в кризис 2009-го).

Все эти обстоятельства не просто подталкивают рынок труда к развитию шеринг-экономики, но буквально формируют ее. 

Организациям практика привлечения профессионалов к выполнению конкретных проектов дает вполне очевидные преимущества:

  • Экономия на фонде оплаты труда: ситуаций, при которых вы оплачиваете время дорогостоящего специалиста, но не можете загрузить его работой — например, из-за кризиса или дефицита заказов, просто не возникает.
  • Повышенная производительность труда: у «шеринговых» сотрудников нет причин прокрастинировать, они фокусируются на выполнении конкретных задач в кратчайшие сроки.
  • Снижение риска выгорания у персонала: нет рутины, привлеченный со стороны специалист занимается новым для себя проектом, он увлечен и мотивирован.
  • Отсутствие процессов, завязанных на конкретного сотрудника: в компании не может возникнуть ситуация, когда с увольнением ключевого специалиста встают дела.

Отдельно отметим возможность эффективно решать срочные задачи, под которые у компании просто нет профессионального ресурса. Например, химическая компания работает на узком рынке, а для развития своих продуктов периодически привлекает химиков-технологов со стороны, получая свежий взгляд на производство и технологии. Или крупная региональная розничная сеть в период роста использует сторонних специалистов для решения задачи по описанию бизнес-процессов перед автоматизацией, избегая лишних расходов на услуги консалтинговой компании или наем постоянного специалиста.

Фото: Pexels

Сотрудникам работа по модели профишеринга дает следующие бонусы:

  • Возможность лучше сбалансировать личную и профессиональную жизнь, получить более свободный график. По данным сети коворкингов WeWork и одного из крупнейших сайтов по поиску работы HeadHunter, 73% специалистов хотели бы проводить в офисе не более двух-трех дней в неделю. 
  • Постоянная работа над новыми проектами в разных компаниях не дает застояться и потерять интерес, помогает получать удовольствие от своей деятельности.
  • В каждой организации приняты свои процессы, свои решения и технологии — вникая в них, сотрудник расширяет свой профессиональный кругозор, повышает собственную ценность на рынке труда.
  • Сотрудничая с разными заказчиками, специалист страхует себя от вероятности потерять весь доход из-за проблем с конкретной организацией, дифференцирует риски.

Да, спрос на топ-менеджеров в job-sharing пока не слишком высок, но вот профессионалов среднего звена компании ищут все чаще. Достаточно посмотреть на статистику запросов на специализированных площадках вроде Lima. На Западе же профишеринг актуален даже для закрытия самых высоких позиций. К этой практике прибегают The Guardian, Lloyds Banking Group и даже министерство обороны Великобритании.

На текущий момент job-sharing — это достаточно новый тренд даже в западной экономике, а на российском рынке труда он и вовсе начал активно проявлять себя только с началом кризиса. Однако темпы, с которыми растет интерес работодателей к этому подходу, а также очевидные его преимущества для всех сторон сотрудничества, позволяют предположить, что в ближайшие годы профишеринг будет только укреплять свои позиции.

Особенно это актуально на фоне общего перехода бизнеса от традиционных представлений к более гибким, способным адекватно отвечать на высокую динамику современного рынка процессам. Соответствует job-sharing и потребностям квалифицированных профессионалов, которые уделяют большое внимание балансу работы и отдыха в своей жизни. Остается лишь надеяться, что внимание к сегменту проявят также на уровне правительства, и мы получим четко определенную для такого формата работы юридическую форму.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Алексей Синяков
В Москве закрылась старейшая чебуречная — «Дружба», которая проработала больше 40 лет. Бездомные похмелялись в ней рядом с полицейскими, за столовые приборы надо было платить, а чтобы выпить, приходилось стоять. Почему из-за закрытия чебуречной с маргинальным флером и дешевой водкой забеспокоились москвичи, зачем туда ходили писатели и почему закрытие «Дружбы» вызывает слезы у мужчин в возрасте, узнал завсегдатай чебуречной, специальный корреспондент «Сноба» Алексей Синяков
Сергей Николаевич
Его фильмы давно стали классикой отечественного кино. Его «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит» не давал покоя нескольким поколениям российских кинематографистов. А в биографии его отразились все противоречия и сложности времени, в которое ему выпало жить и творить. О кино и личной судьбе Владимира Меньшова (1939–2021) размышляет главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич
Сеть супермаркетов здоровой еды «ВкусВилл» спустя 4 дня извинилась и удалила рекламную статью с участием ЛГБТ-пары. Сначала одни пользователи обвинили компанию в «‎пропаганде нетрадиционных ценностей»‎ и призвали к бойкоту, затем другие клиенты призвали к тому же после публикации извинений. «Сноб» поговорил с экспертами о том, работает ли культура отмены в России и как отказ от продукции ритейлера может повлиять на планы компании по выходу на IPO‎