Художники против цирков. Есть ли место современному искусству там, где эксплуатируют животных
В Екатеринбурге 2 октября должна начаться шестая Уральская индустриальная биеннале, основной темой которой стала цитата из Екклесиаста: «Время обнимать и уклоняться от объятий». Биеннале в Екатеринбурге — одно из крупнейших в России событий в области современного искусства. В этом году оно должно одновременно пройти на четырех площадках города: в отделении «Почты России», на Уральском оптико-механическом заводе, в бывшем кинотеатре «Салют» и в Екатеринбургском государственном цирке, который в итоге всех и перессорил. Согласно плану именно в цирке пройдет перформанс румынской художницы Александры Пиричи, который откроет Уральскую биеннале.
Главным критиком концепции выставки стала нижнетагильская художница Алиса Горшенина, заявившая об отказе от участия в биеннале. В своем посте в Instagram она пишет о том, что «цирк — не место, где художники должны искать “нужное напряжение”». Ее коллега, независимый куратор, художественный критик и продюсер Ксения Пешехонова считает, что открытие биеннале в помещении цирка — «фактически позитивное подкрепление эксплуатации животных» и что хотя Пиричи говорит о критическом переосмыслении пространства, даже качественное концептуальное высказывание «ничего не изменит в умах людей». «Не хотелось быть частью этого и поддерживать происходящее», — добавляет Горшенина.
В России, как и в других странах мира, не первый год ведутся разговоры о полном запрете животных в цирках. Депутаты Госдумы в этом году задумались о ликвидации передвижных зоопарков, цирков и дельфинариев. На сайте Российских общественных инициатив даже пытались собрать подписи за «цирк без животных», но не получилось набрать необходимое количество для рассмотрения законодательной инициативы. Среди главных защитников цирков с животными — дрессировщик и доверенное лицо Владимира Путина Эдгард Запашный. По его мнению, животных никто не мучает: «законы дрессуры — это законы воспитания. Ребенка, а мы с вами когда-то были детьми, тоже воспитывали».
По словам Алисы Горшениной, несмотря на то что многие друзья и коллеги ее поддержали, желаемой дискуссии об этичности выбора места так и не случилось. Более того, многие медиа приняли сторону организаторов. Зато художницу поддержали зоозащитники. «Всю жизнь животные вынуждены проводить в застенках цирка, в полуподвальных сырых помещениях в маленьких клетках. К тому же они подвергаются жестоким пыткам, которые в цирковом мире называются дрессурой, — сказал «Снобу» председатель правления “Альянса защитников животных” Юрий Корецких. — Я рад происходящему. Это подтверждает сформировавшуюся в обществе тенденцию на гуманизацию отношения к животным».
Спустя пару дней после поста Алисы Горшениной руководство биеннале заявило, что «цирк невозможно изъять из биеннале» и «искусству везде должно быть место». «Они говорят, что расположены к диалогу и планируют дискутировать во время работы основного проекта. Но какой в этом смысл?» — говорит Горшенина. По ее мнению, в стенах цирка невозможно говорить об этичности эксплуатации животных на цирковой арене: «Ощущение, что они игнорируют проблему цирков с животными и пытаются прикрыть все художественным переосмыслением».
Уральская биеннале проходит в нескольких городах, и цирк — не единственная площадка, которую критиковала Алиса Горшенина. Свой пост она начала с осуждения выбора здания бывшего училища «Самородок» в центре Нижнего Тагила в качестве площадки для представления произведений искусства. Главный спонсор училища — предприятие «ЕВРАЗ», которое, как пишет художница, «на протяжении долгих лет уничтожает экологию Нижнего Тагила и всех людей, что здесь живут».
Тем временем, художники продолжают настаивать на исключении цирка из списка площадок Уральской биеннале. «Сейчас мы готовим письмо от деятелей культуры в сотрудничестве с художницей, экофемактивисткой Лелей Нордик и кураторкой Наталией Тихоновой», — рассказывают собеседницы «Сноба», Ксения Пешехонова и Алиса Горшенина.
Алиса Горшенина (Alice Hualice) — сегодня одна из наиболее востребованных и самобытных художниц нового поколения. Девушка экспериментирует в разных жанрах, но больше работает с текстилем — создает мягкие скульптуры, кукол и маски, а также диковинные костюмы и украшения. Ее работы выставлялись на Триеннале современного искусства в музее «Гараж» в Москве, на третьей и четвертой индустриальной биеннале в Екатеринбурге и на персональной выставке «Уральская шкура» на ВДНХ в рамках проекта «Взлет».
Подготовил Дмитрий Толстошеев
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь