Все новости
Редакционный материал

Художники против цирков. Есть ли место современному искусству там, где эксплуатируют животных

Шестая Уральская биеннале еще не началась, но уже обросла скандалами. Современная художница Алиса Горшенина отказалась участвовать в арт-мероприятии, назвав решение провести его в Екатеринбургском цирке «поддержкой варварской индустрии». Впрочем, поддержали Горшенину далеко не все. В этике и эстетике цирка вместе с художниками разбирался Дмитрий Толстошеев
30 июля 2021 18:24
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

В Екатеринбурге 2 октября должна начаться шестая Уральская индустриальная биеннале, основной темой которой стала цитата из Екклесиаста: «Время обнимать и уклоняться от объятий». Биеннале в Екатеринбурге — одно из крупнейших в России событий в области современного искусства. В этом году оно должно одновременно пройти на четырех площадках города: в отделении «Почты России», на Уральском оптико-механическом заводе, в бывшем кинотеатре «Салют» и в Екатеринбургском государственном цирке, который в итоге всех и перессорил. Согласно плану именно в цирке пройдет перформанс румынской художницы Александры Пиричи, который откроет Уральскую биеннале.

Главным критиком концепции выставки стала нижнетагильская художница Алиса Горшенина, заявившая об отказе от участия в биеннале. В своем посте в Instagram она пишет о том, что «цирк — не место, где художники должны искать “нужное напряжение”». Ее коллега, независимый куратор, художественный критик и продюсер Ксения Пешехонова считает, что открытие биеннале в помещении цирка — «фактически позитивное подкрепление эксплуатации животных» и что хотя Пиричи говорит о критическом переосмыслении пространства, даже качественное концептуальное высказывание «ничего не изменит в умах людей». «Не хотелось быть частью этого и поддерживать происходящее», — добавляет Горшенина.

В России, как и в других странах мира, не первый год ведутся разговоры о полном запрете животных в цирках. Депутаты Госдумы в этом году задумались о ликвидации передвижных зоопарков, цирков и дельфинариев. На сайте Российских общественных инициатив даже пытались собрать подписи за «цирк без животных», но не получилось набрать необходимое количество для рассмотрения законодательной инициативы. Среди главных защитников цирков с животными — дрессировщик и доверенное лицо Владимира Путина Эдгард Запашный. По его мнению, животных никто не мучает: «законы дрессуры — это законы воспитания. Ребенка, а мы с вами когда-то были детьми, тоже воспитывали».

По словам Алисы Горшениной, несмотря на то что многие друзья и коллеги ее поддержали, желаемой дискуссии об этичности выбора места так и не случилось. Более того, многие медиа приняли сторону организаторов. Зато художницу поддержали зоозащитники. «Всю жизнь животные вынуждены проводить в застенках цирка, в полуподвальных сырых помещениях в маленьких клетках. К тому же они подвергаются жестоким пыткам, которые в цирковом мире называются дрессурой, — сказал «Снобу» председатель правления “Альянса защитников животных” Юрий Корецких. — Я рад происходящему. Это подтверждает сформировавшуюся в обществе тенденцию на гуманизацию отношения к животным».

Спустя пару дней после поста Алисы Горшениной руководство биеннале заявило, что «цирк невозможно изъять из биеннале» и «искусству везде должно быть место». «Они говорят, что расположены к диалогу и планируют дискутировать во время работы основного проекта. Но какой в этом смысл?» — говорит Горшенина. По ее мнению, в стенах цирка невозможно говорить об этичности эксплуатации животных на цирковой арене: «Ощущение, что они игнорируют проблему цирков с животными и пытаются прикрыть все художественным переосмыслением».

Уральская биеннале проходит в нескольких городах, и цирк — не единственная площадка, которую критиковала Алиса Горшенина. Свой пост она начала с осуждения выбора здания бывшего училища «Самородок» в центре Нижнего Тагила в качестве площадки для представления произведений искусства. Главный спонсор училища — предприятие «ЕВРАЗ», которое, как пишет художница, «на протяжении долгих лет уничтожает экологию Нижнего Тагила и всех людей, что здесь живут».

Тем временем, художники продолжают настаивать на исключении цирка из списка площадок Уральской биеннале. «Сейчас мы готовим письмо от деятелей культуры в сотрудничестве с художницей, экофемактивисткой Лелей Нордик и кураторкой Наталией Тихоновой», — рассказывают собеседницы «Сноба», Ксения Пешехонова и Алиса Горшенина.

Алиса Горшенина (Alice Hualice) — сегодня одна из наиболее востребованных и самобытных художниц нового поколения. Девушка экспериментирует в разных жанрах, но больше работает с текстилем — создает мягкие скульптуры, кукол и маски, а также диковинные костюмы и украшения. Ее работы выставлялись на Триеннале современного искусства в музее «Гараж» в Москве, на третьей и четвертой индустриальной биеннале в Екатеринбурге и на персональной выставке «Уральская шкура» на ВДНХ в рамках проекта «Взлет».

Подготовил Дмитрий Толстошеев

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Москвичка Алиса Теплякова, которой недавно исполнилось девять, сдала ЕГЭ и получила аттестат за одиннадцатый класс. В сентябре девочка, вероятно, начнет учиться на психфаке МГУ — внутреннее испытание, как стало известно на днях, она успешно прошла, остается дождаться рейтинговых списков
Власти столицы планируют предложить переболевшим COVID-19 москвичам программу реабилитации. И хотя Минздрав еще в июле прошлого года опубликовал рекомендации по восстановлению здоровья для тех, кто перенес коронавирусную инфекцию, отработанной схемы действий у московских врачей до сих пор нет
Асхад Бзегежев
Представьте, что вы продаете на «‎Авито» шкаф, а через несколько недель покупатель приходит к вашему подъезду, расспрашивает соседей, как часто вы бываете дома, названивает вам по ночам и приглашает на свидание. Корреспондент «Сноба» Асхад Бзегежев узнал, что девушки, публикующие объявления на одном из крупнейших сервисов Рунета, часто становятся жертвами харассмента и преследований, поговорил с теми, кого коснулась эта проблема, и проверил на себе, действительно ли простое объявление о поиске подработки может привлечь секс-рекрутеров и харассеров‎