Фото: скриншот из видео
Фото: скриншот из видео

«Еще в четыре года Алиса хорошо писала, читала, считала. По сути, уже знала программу 1-го класса. И мы хотели отдать ее в школу. Даже писали просьбу президенту России. Ответ пришел, что “в школу рекомендовано с 7 лет”. Но у нас Алиса уже в пять лет знала программу пятиклассников», — объясняет отец девочки Евгений Тепляков.  

В семь лет Алиса получила аттестат за девятый класс, через год сдала ЕГЭ по четырем предметам — русскому языку, математике, биологии и информатике. «Пришла на ЕГЭ, мне сказали, чтобы показала паспорт. А у меня его нет. Но все равно потом разрешили», — говорит девочка.  

Получив аттестат, Алиса (или, как считают пользователи соцсетей, ее родители) решила не останавливаться и сдала ДВИ (дополнительное вступительное испытание) на психфаке МГУ. Ректор вуза Виктор Садовничий заявил, что девочка успешно справилась с внутренним экзаменом и «конечно, поступит». Он пообещал, что университет создаст все условия для ее комфортного обучения, в том числе обеспечит студентке психологическую поддержку.  

То, что она Алисе, вероятно, понадобится, уже несколько дней обсуждают пользователи соцсетей, журналисты и сами психологи. Отец девочки другого мнения: в многочисленных интервью он говорит, что «у детства нет определения», а у самой девочки «нет проблем» и «все прекрасно».   

«Бунт Тепляковых»

Родители Алисы окончили МГУ: Наталья — механико-математический факультет, Евгений — психфак и ВМК (факультет вычислительной математики и кибернетики). Кроме того, у отца, по его собственным словам, есть ученая степень в области молекулярной биологии, при этом никаких данных о его кандидатской работе журналисты (в том числе корреспонденты «Сноба») не нашли

В семье Тепляковых семь детей, их обучением Евгений занимается сам — он оформил «семейный детский сад» и числится в нем воспитателем. По его словам, образовательная методика, которую применяют в их семье, не уникальна: в ее основе — советский опыт, а учатся дети по «обыкновенным» современным учебникам. Братья и сестры Алисы занимаются по той же программе и, как говорит отец, успешно ее осваивают: Хеймдалль в семь лет освоил программу девятого класса и сдал ОГЭ, пятилетняя Лея «окончила» третий класс, четырехлетняя Терра учит то, что проходят в первом классе, а двухлетний Айлунг — слоги. В СМИ успехи детей называют «бунтом Тепляковых против образовательной системы». 

Евгений Тепляков под ником who_stole_tarts (в переводе с английского — «кто украл пирожки» или «кто украл проституток») ведет блог в ЖЖ («Живом Журнале»), где делится «рекомендациями по обучению детей». Вот некоторые из них:

  • Посылайте в лес всех, кто говорит «не нужно читать быстро, нужно красиво» и «а он понимает, что читает»? Понимание НЕ ВОЗНИКАЕТ на скорости 10 слов в минуту. Что поймет ребенок, прочитав 10 слов?))) На уровень «понимания» он выйдет при скорости 70+.
  • Не задавайте ему вопросы по прочитанному, если цель не в том, чтобы проверить, читал он или листал страницы. Вопрос для ребенка — стресс. У вас есть правильный ответ, он вам очевиден, у ребенка его НЕТ, а ответить неправильно он боится. Читает, и все. Результаты потом появятся. Это называется «переход количественных изменений в качественные».
  • Не путайте задачи «читать красиво» и «читать как можно быстрее». ВАМ нужно «как можно быстрее», при проверке вам нужна ТОЛЬКО СКОРОСТЬ.

Можно проверять на легком и известном ребенку тексте, даже на одном и том же. 

Отдельный пост в ЖЖ Теплякова посвящен роману-эпопее «Война и мир», который девочка не читала. «Школьники НЕ читают и НЕ понимают "Войну и мир", это факт, не нужно лицемерить!» — пишет он. По мнению отца Алисы, школьная программа по литературе — «фикция», которая «противоречит СанПиНам и реальным возможностям детей».    

Фото: скриншот из видео
Фото: скриншот из видео

«Я бы не стал умиляться этой ситуации»

Пока одни восхищаются «гениальной девочкой», другие считают, что Алиса стала жертвой амбиций отца. Как говорит сам Тепляков, его дочь «сэкономила» десять лет жизни. Но, по мнению психологов, в МГУ она сможет получить лишь формальные знания, а из-за нехватки личного опыта просто не сможет стать специалистом. Автор методик развития эмоционального интеллекта Виктория Шиманская напоминает, что много историй подобного раннего успеха, например, в шоу-бизнесе, заканчивались «не совсем удачно».  

«Все-таки вот эти вундеркинды — из них не очень талантливые и успешные люди получаются потом, годам к двадцати пяти — тридцати. Они так быстро, как ракета, взлетают и так же быстро садятся, поэтому я бы не стал умиляться этой ситуации», — говорит заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Евгений Ямбург.

О вундеркиндах, которым «не нашлось места во взрослой жизни», много писали в СССР. Дети-гении уже во взрослом возрасте признавались, что у них никогда не было друзей, а в школе их травили и унижали.

Есть среди историй вундеркиндов и трагические. В 1980-е девятилетняя поэтесса Ника Турбина выпустила сборник стихотворений, который перевели на 12 языков, и получила престижную награду — «Золотого льва» (такой же была удостоена, например, Анна Ахматова). В 16 лет у Турбиной случился нервный срыв, она начала пить и употреблять наркотики, в 27 — девушка при невыясненных обстоятельствах сорвалась с подоконника.

В те же 80-е СМИ писали о выдающихся способностях Паши Коноплева, который в семь лет сам изучил нотную грамоту и стал сочинять музыку, а в восемь — всерьез занялся физикой и математикой и вскоре научился считать логарифмы в уме. Пятнадцатилетний Коноплев поступил в Московский университет, в 19 он уже учился в аспирантуре и даже стал самым молодым народным депутатом. Но что происходило дальше, никто точно не знает, по одним данным, он долго лечился от проблем с избыточным весом, по другим — лежал в психиатрической больнице имени Кащенко. В 29 лет Коноплев умер из-за оторвавшегося тромба — родители говорили, что это произошло после длительного лечения «тяжелыми» препаратами.

Психологи говорят, что подобные судьбы «типичны для гениев», и предостерегают родителей от давления на детей. 

Подготовила Кристина Боровикова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь