IT-гиганты и конкуренция, или Как платформы меняют рынки
Платформы — не новый в нашей жизни феномен: средневековые Шампанские ярмарки — один из самых ранних примеров платформенной модели организации. Другой, более близкий нам пример платформ — газеты, журналы и телеканалы, которые могут печатать рекламу, за которую платят рекламодатели, и частные объявления читателей. Тем не менее именно в последнее десятилетие платформы стали неотъемлемой частью жизни многих людей благодаря распространению смартфонов, компьютеров и беспроводного интернета. В результате платформы выросли до небывалых размеров.
Что же такое платформа? Вариантов определений множество: некоторые считают платформы группой технологий, от других вы можете услышать, что платформы — это институт или продукт. Мне ближе определение платформы как фирмы, которая сводит несколько сторон вместе для контакта и возможной сделки: водители и пассажиры, зрители и создатели контента, работодатели и соискатели, женщины и мужчины, которые ищут отношений (сайты знакомств тоже платформы). При этом ни одна из сторон, которые связывает платформа, не аффилирована с ней — все риски несут компании, предоставляющие услуги.
Платформы получили широкое распространение, поскольку делают нашу жизнь комфортнее: сегодня не надо голосовать на дороге или долго ждать заказанный автомобиль, чтобы уехать в аэропорт (по данным московского Дептранса, в 2010 году среднее время подачи такси в Москве достигало 30 минут, а в 2020 году сократилось до 4 минут). Также платформы позволяют сократить так называемые фрикции поиска — несовпадение во времени и пространстве сторон, которые потенциально могут совершить сделку. Например, без рекрутинговых платформ соискатель может не узнать вовремя об открытии новой интересной и высокооплачиваемой вакансии, а компания — найти наиболее подходящего специалиста (кстати, в этой части платформы могут сократить так называемую фрикционную безработицу).
Платформы активно создают экосистемы, которые призваны облегчить жизнь потребителей. Экосистема представляет собой набор совместимых между собой сервисов: для того чтобы получить доступ ко всему полезному функционалу, обычно пользователю требуется зарегистрироваться лишь в одном из них (например, Яндекс и Сбербанк объединяют множество сервисов — от банковских услуг и поиска до доставки еды и такси). Некоторые экосистемы предлагают сквозную программу лояльности и возможность не вводить каждый раз реквизиты банковской карты при покупке в новом приложении, входящем в экосистему.
Хотя платформы во многом упростили нашу повседневную жизнь, их влияние на рынок нельзя назвать однозначно положительным. Антимонопольные органы разных стран, и ФАС в их числе, обеспокоены поведением платформ и их возможным отрицательным влиянием на конкуренцию. Но действительно ли платформы представляют собой угрозу конкуренции? Рассмотрим отдельные примеры нарушений, которые выявили антимонопольные органы в России и других странах.
Долгое время сервис Booking в договорах с отелями прописывал необходимость соблюдения паритета цен: цены на сервисе не могли быть выше, чем на любом другом сайте. С одной стороны, потребителям от этого должно быть только лучше. С другой — при таких условиях новые платформы не смогут войти на рынок, поскольку не выдержат конкуренцию с Booking. В 2020 году ФАС установила, что Booking.com навязывал российским гостиницам и отелям невыгодные условия договоров. Это привело «к ущемлению интересов гостиниц». Booking оштрафовали на 1,3 миллиарда рублей.
Еще одно серьезное нарушение, которое волнует антимонопольные органы, — картельные сговоры. Однако свидетельств сговора платформ пока очень мало, они были обнаружены на рынках газет и журналов, кабельных каналов, ваучеров на корпоративное питание.
Много вопросов у антимонопольных органов возникает к сделкам экономической концентрации, которые осуществляют платформы. Во-первых, большие платформы поглощают молодые и небольшие фирмы: 60% компаний, поглощенных Google, Amazon, Facebook в 2008–2018 годах, провели на рынке от нескольких месяцев до четырех лет (то есть это были молодые компании). Во-вторых, в тех сферах, где, например, Google и Facebook поглощали компании, в последующие три года значительно снижались инвестиции — появлялась своеобразная «мертвая зона».
Экосистемы также не всегда представляют собой благо для потребителей и рынков. Компании в экосистемах могут использовать свое положение как платформы для входа на новые рынки. Например, ФАС России обнаружила, что в 2015–2016 годах корпорация Microsoft выпустила собственную встроенную антивирусную программу Defender и одновременно ужесточила политику в отношении других производителей антивирусных программ. Таким образом, Microsoft использовала свое положение на рынках операционных систем для входа на рынок антивирусных программ. В результате компания получила предупреждения ФАС «о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства» и была вынуждена изменить условия для антивирусного ПО независимых производителей. Аналогичные дела о попытках злоупотребления доминирующим положением ФАС рассматривала на рынках рекрутинговых услуг (hh.ru было предписано не препятствовать на рынке роботу-рекрутеру) и приложений родительского контроля (ФАС оштрафовала Apple на 12 миллионов долларов).
В Евросоюзе также возникают проблемы злоупотребления платформами своим доминирующим положением. Например, в ноябре 2020 года Европейская комиссия установила, что Amazon использует непубличные данные других компаний при разработке собственных продуктов. Наличие доступа к данным конкурентов могло дать Amazon преимущество в запуске новых продуктов.
Платформы кардинально изменили рынки и нашу жизнь, однако являются ли они добром или злом для конкуренции и рынков, определить однозначно пока невозможно. В настоящий момент антимонопольные органы и эксперты лишь накапливают опыт анализа и регулирования рынков с платформами. Например, Центробанк России намеревается усилить регулирование банков в части создания ими экосистем. Также в России уже три года обсуждаются вопросы изменения антимонопольного законодательства — в сентябре законопроект планировали внести в Госдуму.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Сноба» и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. В год 80-летия факультета молодые ученые делятся своими исследованиями по самым актуальным проблемам современной экономической науки. Смотрите видеоверсию беседы выпускницы 2015 года, ассистентки Ольги Марковой с шеф-редактором «Сноба» Сергеем Цехмистренко здесь.
А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.
Больше текстов об экономике, политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Общество». Присоединяйтесь