Зачем туристам ехать к железорудному месторождению в Железногорске
В США и Европе промышленный туризм развивается с XX века: в Великобритании желающие могут попасть на завод Bentley, в Германии — увидеть, как собирают самолеты Airbus или готовят шоколадки Ritter Sport. Таких программ — десятки. В России же сегмент промтуризма только начинает развиваться. Этим летом туристов начали принимать на одном из предприятий «Металлоинвеста» — Михайловском горно-обогатительном комбинате имени А. В. Варичева.
До Железногорска из Москвы можно добраться на машине или поезде Москва — Курск (шесть и семь часов пути соответственно). Одна беда — на станцию Михайловский рудник состав приходит в 5:19 утра. Для экскурсии рановато — значит, нужен отель. Один из вариантов — гостиница «Железногорск». Это самый удобный вариант, поскольку сейчас экскурсия начинается с Дворца горняков, который находится буквально в 100 метрах от отеля. Скоро в гостинице будет оборудован информационно-туристский центр, который станет новой стартовой точкой всех экскурсий.
Все экскурсионные маршруты, разработанные на МГОКе, начинаются с посещения музея Михайловского месторождения. Тут гостям рассказывают о Курской магнитной аномалии, открытой в 1773 году российским астрономом Петром Иноходцевым, и о начале промышленного освоения Михайловского железорудного месторождения.
Здесь же, в здании Дворца горняков, недавно появился симулятор работы на экскаваторе — с помощью VR-очков и двух джойстиков, которые идентичны настоящим органам управления, можно «погрузить» в самосвал необходимое количество руды. Время, как и в реальной рабочей смене, ограничено, реалистичность — максимальная. С первого раза получается не у всех.
Дальше гостей МГОКа ждет инструктаж, после которого каждый участник экскурсии расписывается в журнале посещений и получает спецодежду. Тут все серьезно: каска, куртка, штаны, ботинки с металлическим носом, очки, беруши и респиратор. Внутри фабричных помещений опасно, очень шумно, на последнем этапе производства дышать без специальной маски нельзя, а туристов с астмой туда не пускают. О диагнозе нужно заранее рассказать экскурсоводу и учитывать наличие заболевания при выборе программы.
Переодевшись, едем на вторую точку маршрута — карьер Михайловского ГОКа.
Гранд-карьер
Смотровую площадку на краю карьера открыли совсем недавно, установив здесь оформленную в фирменном стиле «Металлоинвеста» арка.
С этой точки большие шагающие экскаваторы и 240-тонные БелАЗы кажутся крошечными, их размер — не больше ногтя. Конечно, это оптическая иллюзия — техника находится очень далеко и глубоко: длина Михайловского карьера — 5,9 километра, ширина — 2,6, а самая глубокая его точка — 383 метра. Для сравнения: высота башни «Федерация» в столичном Сити — 374 метра.
Кстати, про БелАЗы. Одну из таких машин, проработавшую в карьере почти 14 лет, установили прямо на смотровой. Теперь 130-тонный БелАЗ, как замечают сотрудники МГОКа, — любимый арт-объект гостей предприятия, фото, сделанное рядом с ним и опубликованное в инстаграме, — must have для промышленного туриста. Действительно, как не сфотографироваться с машиной, высота колеса которой 3,6 метра и в чей кузов может поместиться однокомнатная квартира? Один такой БелАЗ за год перевозит количество руды, которого хватило бы на изготовление всех металлических конструкций Крымского моста или сразу девяти Эйфелевых башен.
«Место для смотровой площадки и БелАЗа выбрали так, чтобы можно было увидеть все виды карьерных работ: справа работают шарошечные буровые станки (предназначены для бурения скважин, в которые закладывают взрывчатку. — Прим. ред.), прямо под нами руду грузят в вагоны-самосвалы, а вдалеке находится дробильно-конвейерный комплекс, где породу дробят, а затем поднимают наверх», — говорит Ольга Харланова, начальник управления корпоративных коммуникаций МГОК.
Карьер на первый взгляд похож на американский Гранд-каньон. Но Ольга Харланова дает понять, что это не совсем правильное сравнение: каньон в штате Аризона — хоть и огромное, но все-таки природное образование, а карьер в Железногорске — результат усилий тысяч людей, которые приходят сюда на работу уже больше 60 лет. Каждый день.
«Михайловское месторождение появилось в 50-х благодаря богатой руде, однако быстро стало понятно, что ее очень мало, она покрывает месторождение тонким слоем, — рассказывает Игорь Исайко, который долгое время работал на комбинате геофизиком. — Но работу по разработке карьера останавливать не стали, потому что главное достоинство нашего месторождения не в богатой руде, а объемах других руд с содержанием железистых кварцитов и магнетитов». Эти минералы окрашивают месторождение в разные цвета: там, где больше магнетитов, карьер темно-серый, а оранжевый оттенок его стенкам придают окисленные железистые кварциты.
После осмотра карьера выезжаем на следующий этап производства — фабрики обогащения и окомкования.
«Жареные» окатыши
На этих фабриках в огромных цехах, пройдя через десятки сложнейших агрегатов, руда превращается в концентрат.
«Сначала продробленная (измельченная. — Прим. ред.) руда попадает в так называемые “мельницы” — барабаны, в которых специальные шары размалывают ее в порошок, — рассказывает начальник цеха обогащения Евгений Хатюхин. — Затем руду смешивают с водой и прогоняют получившуюся массу через магнитные барабаны. Этот процесс называется обогащением. После еще одного этапа измельчения мы получаем так называемый железорудный концентрат — средний диаметр одной частицы — 44 микрона (сопоставимо с толщиной человеческого волоса. — Прим. ред.)».