«Петровы в гриппе»

Режиссер: Кирилл Серебренников
В ролях: Семен Серзин, Чулпан Хаматова, Иван Дорн 

Действие фильма Кирилла Серебренникова, снятого по роману Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», происходит в холодном и унылом Екатеринбурге. В канун Нового года ничем не примечательный автослесарь Петров встречает старого друга — и начинается страшный и одновременно смешной экскурс в глубины русской жизни, во время которого реальность смешивается с гриппозными галлюцинациями и воспоминаниями о детстве.

«Северный ветер»

Режиссер: Рената Литвинова
В ролях: Рената Литвинова, Антон Шагин, Софья Эрнст 

Величественная и невероятно эстетичная сказка Ренаты Литвиновой — о распаде мощного некогда клана, о женщинах, которые ждут любви, и об одиночестве, на которое они обречены. «Северный ветер» снят по мотивам одноименной пьесы Литвиновой, с которой она дебютировала во МХАТе как режиссер. Действие происходит на фоне заснеженных пейзажей, вечного Нового года и брызг шампанского, что придает фильму совершенно особый шарм. Над костюмами работали Наталья Васильева (ее работы мы видели в фильмах Алексея Балабанова) и креативный директор Balenciaga Демна Гвасалия. Саундтрек к фильму написала Земфира.

«Разжимая кулаки» 

Режиссер: Кира Коваленко
В ролях: Милана Агузарова, Алик Караев, Сослан Хугаев 

Девушка Ада живет в маленьком городе в Северной Осетии со своим отцом и мечтает вырваться из удушающих объятий семьи. Об этом рассказывает фильм выпускницы мастерской Александра Сокурова, получивший приз Европейской киноакадемии за лучший монтаж и выдвинутый от России на «Оскар». Кира Коваленко не боится говорить о патриархате на Кавказе — цитадели традиционализма — и раскрывает тему бескомпромиссно и предельно откровенно. Атмосфера в фильме накалена до предела, кажется, еще немного, и произойдет нечто страшное. 

«Французский вестник»

Режиссер: Уэс Андерсон
В ролях: Тимоти Шаламе, Билл Мюрей, Тильда Суинтон

Комедийная драма Уэса Андерсона со звездным составом рассказывает о вымышленном журнале The French Dispatch («Французский вестник») и о различных ситуациях, в которые попадают журналисты издания. «Французский вестник» — это «любовное письмо журналистам» ХХ века: известно, что Андерсон при создании фильма вдохновлялся журналом The New Yorker, поклонником которого он был еще в подростковом возрасте. Ностальгия здесь соседствует с легкостью повествования и пестротой картинки, за которую, к слову, фильм критикуют. Но Андерсон сознательно не предлагает зрителю глубоких смыслов, а приглашает вместе с ним окунуться в атмосферу беззаботности и свободы.

«Дюна»

Режиссер: Дени Вильнев
В ролях: Тимоти Шаламе, Оскар Айзек, Ребекка Фергюсон

Почти трехчасовой блокбастер — масштабная экранизация фантастического романа Фрэнка Герберта — рассказывает о борьбе за пустынную планету Арракис (или Дюна), на которой находится бесценное вещество спайс, позволяющее управлять миром и путешествовать между галактиками. Борьба предстоит Полу Атрейдесу (Тимоти Шаламе) — настоящему мифологическому герою, который призван восстановить справедливость в мире. Захватывающая графика (одни песчаные черви чего стоят), музыка Ханса Циммера (автора знаменитой темы из «Пиратов Карибского моря») создают ощущение монументальности и поистине вселенского масштаба. И это только первая часть. 

«Рука бога»

Режиссер: Паоло Соррентино
В ролях: Филиппо Скотти, Тони Сервилло 

Фильм Паоло Соррентино, номинант на «Оскар» от Италии. Режиссер вновь обращается к теме детства и становления личности. Название отсылает к аргентинскому футболисту Диего Марадоне и его голу в матче против Англии на чемпионате мира 1986 года, который стали называть «рука бога». Однако фильм не о Марадоне — это воспоминания Соррентино о его детстве и самая откровенная работа режиссера. Чарующая атмосфера Неаполя 1980-х, характерные персонажи, эстетичная картинка — словом, все, за что мы любим Соррентино, есть и в «Руке бога». А значит, два часа удовольствия гарантированы.

«Агнец»

Режиссер: Вальдимар Йоханнссон
В ролях: Нуми Рапас, Бьёрн Хлинур Харальдссон, Хильмир Снэр Гунасон

Мария и Ингвар — фермеры, живут в глуши и разводят овец. Однажды они находят в амбаре странную девочку — гибрид овцы и человека. Супруги берут ее на воспитание и называют Адой. «Агнец» — фильм, который меняет угол восприятия реальности: герои живут в каком-то параллельном мире, в полном единении с природой, словно персонажи сказок. Для них Ада — полноценный ребенок, которого они, ни минуты не сомневаясь, принимают в свою семью. Жутковатая атмосфера исландских пейзажей соседствует здесь с прямо-таки фольклорной непосредственностью. Фильм получил приз за оригинальность на Каннском фестивале, и заслуженно: в нем есть и библейские отсылки, и нестандартный нарратив. К тому же «Агнец» —  образец блестящей операторской работы. 

«Память»

Режиссер: Апичатпонг Вирасетакул
В ролях: Тильда Суинтон, Элькин Диас, Жанна Балибар 

Главная героиня фильма Джессика (Тильда Суинтон) прилетает в Колумбию, чтобы ухаживать за умирающей сестрой. Там Джессику начинает преследовать странный звук, который лишает ее сна и постепенно — связи с действительностью. Порой девушка сама не понимает, что перед ней: реальность или очередная галлюцинация. То же происходит и со зрителем: его ждут два часа медитации и метафизики. 

«Сядь за руль моей машины»

Режиссер: Рюсуке Хамагути
В ролях: Хидэтоси Нисидзима, Токо Миура, Масаки Окада

Фильм японского режиссера, получивший приз Каннского фестиваля за лучший сценарий, снят по рассказу Харуки Мураками «Мужчины без женщин», — это психологическое исследование о травмах, обидах и поиске себя. Театрального режиссера Юсукэ приглашают ставить чеховского «Дядю Ваню» для театрального фестиваля. Во время работы он сближается со своей водительницей Мисаки. Они становятся друг для друга почти психотерапевтами: каждый из них хочет разобраться в себе, у каждого есть непережитые травмы. Хамагути тщательно прорисовывает образы героев, и в результате у него получается глубокая и тонкая драма.

«Холодный расчет»

Режиссер: Пол Шредер
В ролях: Оскар Айзек, Тай Шеридан, Тиффани Хаддиш 

Главный герой триллера Пола Шредера, сценариста фильма «Таксист» Мартина Скорсезе, Уильям Телл ездит по Америке, играет в покер и неизменно выигрывает: за время, проведенное в тюрьме, он научился угадывать карты. Впрочем, его покер фейс — маска, за которой скрывается человек, мечтающий убежать от своего темного прошлого. Как и Трэвис Бикл, главный герой «Таксиста» в исполнении Де Ниро, Уильям Телл — самый настоящий антигерой, харизматичный и потерявший смысл жизни. С тем только отличием, что Телл не примеряет на себя амплуа спасителя человечества.

Подготовил Петр Гумеров