«Как я провел этим летом» и как мы его смотрели

С 1 апреля рекордным для артхауса количеством копий в прокат выходит лауреат Берлинского фестиваля фильм «Как я провел этим летом»

+T -
Поделиться:

Ингеборга Дапкунайте, Сергей Соловьев, Игорь Гурович, Андрей Шаронов, Елена Яцура и другие участники проекта «Сноб» посмотрели фильм и вместе с режиссером Алексеем Попогребским и исполнителем главной роли Григорием Добрыгиным обсуждают его на сайте проекта «Сноб». Присоединяйтесь.

Это действительно триумф, ведь за последние десять лет в основном конкурсе Берлинале это лишь второй фильм из России. В 2005-м Александр Сокуров представлял «Солнце», но тогда картину обошли с наградами. Зато теперь полярный триллер «Как я провел этим летом» получил сразу три «серебряных медведя»: приз за выдающиеся художественные достижения достался оператору Павлу Костомарову и еще два — исполнителям главных ролей Сергею Пускепалису и Григорию Добрыгину. Причем для последнего это был дебют в кино. Хотя он засветился в блокбастере «Черная молния», фильм Попогребского снимался все-таки раньше.

После шумного успеха в Берлине «Как я провел этим летом» выходит в прокат на 105 экранах, что в десять раз меньше, чем у той же «Черной молнии», но все равно рекорд для отечественного артхауса. Видимо, Алексею Попогребскому все-таки придется сбрить бороду — такое обещание он дал в случае успеха картины.

Подробнее

Алексей Попогребский попал в фестивальную обойму еще три года назад, когда его первый самостоятельный фильм «Простые вещи» — прежде он работал в тандеме с Борисом Хлебниковым — получил четыре приза на «Кинотавре», в том числе Гран-при. И если те награды еще можно было посчитать авансом «новой волне российского кинематографа», которую хвалят не чаще, чем ругают, то Берлинале все расставил по своим местам.

Окончивший психфак МГУ Попогребский с самого начала задал непростые условия: съемочная группа на три месяца отправилась в экспедицию на полярную станцию Валькаркай, расположенную в самой северной точке Чукотки. По сюжету там уживаются друг с другом бывалый полярник Сергей и стажер-пофигист Павел. Первый привык к одиночеству и рутинной возне с метеодатчиками. Второй ехал за приключениями, а попал в холодный и пустой мир, где единственное развлечение — плеер с музыкой и компьютерная игра. И еще радиоизотопный электрогенератор, который, появившись в первых кадрах фильма, по правилу «ружья на стене» проявит себя и в финале.

Впрочем, постепенно этот пустой мир заполняют отношения героев-антиподов: то ли учителя и ученика, то ли отца и сына. До предела все усложняет трагическая радиограмма с Большой земли. Тут из спокойного, почти документального наблюдения фильм превращается в экшен: с перепалками, перестрелками, погонями и леденящим кровь саспенсом.

Главная претензия, на которой оттоптались, кажется, все критики, — мотивация героев. Вернее, ее отсутствие или, по крайней мере, туманность. Упрекать дипломированного психолога в незнании предмета довольно глупо, но свыкнуться с мыслью, что поступки людей часто необъяснимы, в законы привычной логики не укладываются, — еще тяжелее. Сам Попогребский объяснять что-либо тоже не намерен, поэтому большинство статей исчерпываются формулировкой «картина о человеческой слабости».

Комментировать Всего 117 комментариев

Игорь Гурович Комментарий удален

Андрей Шаронов Комментарий удален

Елена Яцура Комментарий удален

Ингеборга Дапкунайте Комментарий удален

Сергей Соловьев Комментарий удален

Елена Яцура Комментарий удален

Игорь Гурович Комментарий удален

Елена Яцура Комментарий удален

Организм совершенно отвык переживать за чужих людей и за чужие проблемы так долго — это, наверное, главное удивление от фильма. Очень сильный экспириенс, ты действительно переживаешь. Это кино абсолютно точно невозможно смотреть по телевизору, потому что ни один цивилизованный человек не вынесет такой сопричастности. От нее все отвыкли.

Проезжая после теракта станцию «Лубянка», я вышел из поезда на перрон. Часть людей смотрела в каком-то оцепенении, а большинство фотографировало на мобильные телефоны. Действительно становится печально, что наша сопричастность сейчас выражена лишь в любопытстве. Это не сопереживание, а отстраненное наблюдение и фотографирование. А вообще «Как я провел этим летом», мне кажется, из рода тех фильмов, которые в какой-то определенный момент встречаются с тобой. В момент, когда ты хочешь этого, когда ты готов. Знаете, бывает, берешь какой-нибудь фильм и не можешь его посмотреть. А потом возвращаешься, и он попадает. Так и здесь.

Игорь, а когда последний раз такое же ощущение от фильма было? Я вот недавно впервые увидел "Танцующую в темноте" - лучше поздно, чем никогда - так мне приходилось на паузу ставить, чтобы просто отдышаться.

Григорий Добрыгин Комментарий удален

Фильм оставил двоякое впечатление. С одной стороны, он сильный и, я бы даже сказал, брутальный. С другой — может быть, день терракта повлиял (я смотрел его 29 марта), но трагедий мне показалось уже достаточно. Фильм про то, что люди в экстремальных ситуациях ведут себя неадекватно и иногда это выше человеческих сил. Трудно в такие моменты от людей требовать подвига, выдержки, отваги, хладнокровия. Вот и все. У нас в советской массовой культуре всегда было место подвигу, когда в тяжелых ситуациях люди проявляли чудеса героизма. А эта ситуация обратна, и она, конечно, тоже была во все времена — в трудные, критические, нестандартные, страшные ситуации человек может вести себя неадекватно. Это не является приговором ему, не является абсолютно отрицательной характеристикой, просто он находится вне пределов рационального поведения.

Способен ли человек на подвиг или не способен — зависит от каждого человека, от его восприятия, открытости. Дело ведь не только в экстремальных и страшных ситуациях. Подвиг может быть и в малых делах. Для ребенка он может быть в том, чтобы помыть посуду и быть прилежным. Перебарывать лень и сдавать экзамен — это тоже подвиг. Вот только не нужно присваивать себе медаль за это.

Фестивальная публика на самом деле смотрит дикое количество невероятного барахла. Слишком социального, абсолютно неоптимистичного, якобы высокохудожественного. И поэтому она не могла не увидеть живой фильм. Картина Попогребского попала в конкурс по объективно художественным достоинствам — в ней есть наблюдательность в изображении, и за это справедливо вручили приз. Еще очень легко это сделано. Что отличает хорошее кино от плохого — оно абсолютно легко, просто сделано, нет никакого напряжения. «Как я провел этим летом» не абстрактный, не придуманный, не умозрительный. Это действительно фильм для зрителей. Я думаю, у него будет очень длинная жизнь.

Елена, я вот только не могу понять -  кто и зачем это барахло отбирает для фестиваля? Помню, я как-то решил посмотреть все на ММКФ, по четыре фильма в день. Хороших там действительно по пальцам можно было пересчитать.

Очень пронзительный фильм и очень непохожий на предыдущую работу Попогребского. Мне кино очень-очень понравилось. И актерские работы блестящие, это не работы даже... Настолько достоверно, настолько пронзительно, настолько человечески.

Ингеборга, так и есть, мне не хотелось бы каждый раз делать одно и то же. Хотя многие мои любимые режиссеры как будто снимают один и тот же фильм в разных вариациях. Вот у Иоселиани — вроде и французы, а все равно грузины. Я для себя определил: «Как я провел этим летом» — это на 50% синтез «Коктебеля» и «Простых вещей» и на остальные 50% — то, к чему я дальше хочу идти. А хочу я нащупать не язык даже, а свой подход: как живое, человеческое перенести на экран. Привычная кинопсихология меня не устраивает.

Когда я смотрел фильм, именно непривычная психология меня сбила с толку в первую очередь. Ты же привык, что герой фильма и в самых экстремальных ситуациях ведет себя как герой. А здесь некоторые поступки я сам для себя так и не смог объяснить. Очень странное чувство остается

Что касается психологических мотивов моего героя. Честно скажу, я не прорабатывал их, потому что его поступки и взгляды абсолютно идентичны моим взглядам и моим поступкам. Не приходилось сидеть и долго разбирать почему и как. Это все ложилось на мои личные ощущения. Даже ситуация с радиограммой, которую мой герой не осмелился передать. Я вспоминаю примеры из детства, когда прячешь от родителей дневник с замечанием, а ком постепенно растет, их уже вызывают в школу — и вот наконец ты рассказываешь все и показываешь дневник, а там уже не одно, а десять замечаний. Да, это совершенно ненормальная нормальная реакция.

Алексей, поздравляю! помнишь, как мы в Нанте...?

Конечно, помню! Мы встретились в этом французском городке на показе фильма "Коктебель", Сергей там аккомпанировал, по-моему. Пили вино, водку, потом что-то еще говорили друг другу.

Алексей Попогребский Комментарий удален

Картина Алексея — очень большого режиссерского мастерства. Режиссура охватывает огромное количество компонентов, которые входят в структурный образный ряд картины. В «Как я провел этим летом» присутствуют все компоненты мастерства. Превосходная, первокласная режиссура. Ценность этой картины в том, что она имеет дело с сильными и фундаментальными жизненными понятиями, а не отвлеченными концептуальными.

В фильме совершенно изумительная картинка — очень чистая. И место тоже чистое. Из-за картинки вся история выходит на более высокий уровень, на поэтически-метафорический лад. Для меня как человека, реагирующего на картинку, очень важно, когда ничего не отвлекает. Это как в детских играх: «А давайте все представим, что мы на необитаемом острове». Ты доводишь правила игры до абсурда, до бескомпромиссного предела. И бежать некуда, и невозможно изменить ситуацию. Это очень страшно. Вся мысль, все ощущения очень сильные.

Сравнение с необитаемым островом отчасти справедливое, да. Лично для меня эти три месяца на станции Валькаркай были запредельным опытом потому, что я отвечал за физическое благополучие почти двадцати людей. Они ведь по моей идее туда заехали, это было очень серьезно. И хотя у фильма нет документальной основы и я не пытался сделать коллаж, очень многие сюжетные колизии так или иначе, увы, происходили в реальности. И даже дырка в потолке вполне реальная.

Алексей, а можете рассказать. что было в реальности из того, что потом в фильм попало?

Очень много всего. В фильме нет прямой параллели с какой-то реальной историей, но есть масса отдельных элементов, которые были в действительности. Даже телеграмма — я ее сперва придумал в сценарии, а потом Гриша нашел похожую. К сожалению, такое известие в свое время действительно поступило на одну полярную станцию, тоже очень драматичная история.

На Алексее на самом деле лежала огромная ответственность за всю съемочную группу. Условия на Чукотке были сложные, эта близость природы, сильной и неподчиненной: и медведи, и морской путь, и погода, и скалы. Да все что угодно. Там ощущается, что человек на самом деле песчинка, а не человечище, каким он, увы, считает себя в Москве. Лично мне во время экспедиции тяжелее всего давалось отсутствие коммуникации, связи с окружающим миром. Бывали какие-то критические моменты, когда становилось особенно тяжело, это у каждого могло случиться. Но знаете, что удивительно: теперь не хватает. Все-таки изоляция — очень большой человеческий опыт.

Алексей Попогребский Комментарий удален

Этот фильм о человеческом, причем о человеческом на очень крупном плане. Что такое гуманизм внутри человека. Взгляд Алексея на человеческую натуру мне показался честным, но при этом вполне оптимистическим. Фильм не до конца реалистичный — это все-таки искусство, и слава богу. Это великое искусство делать так, что это кажется предельно реалистичным. И очень здорово на самом деле, что это нереалистично. Вы обратили внимание, что, когда мы возвращаемся в дом после побега по скалам, он кажется уютным и практически крымским, каким не кажется поначалу. Это очень важно! Там расставлены точки внутри, и меня лично они ведут к абсолютно оптимистическим ощущениям. Мы же не омрачаемся относительно человеческой натуры. Она сложна, противоречива, но в последней грани она такова, что хочется сказать человеку «да», а не «нет». Это большая редкость: через «нет» — «да».

Нереалистичным он может показаться, видимо, потому, что в нашей городской жизни так не бывает. Но мы сделали все, чтобы помочь зрителю погрузиться в другую реальность, которая при всей сюрреалистичности абсолютно достоверна и там казалась единственно возможной. Еще в детстве меня потрясли дневники полярников, их опыт мне казался абсолютно сюрреалистичным — в том смысле, что такое невозможно себе представить. Так же как блокадный опыт, снимать о котором я просто боюсь. В «Как я провел этим летом» меня как раз интересовала эта тема — как запредельное, невообразимое становится человеческим бытом. А что касается оптимизма, я вообще не люблю мажорное и минорное в чистом виде. Если ты по итогу испытываешь смешанные эмоции, значит, внутри будет происходить работа, будет попытка разглядеть смысл. А если мажор или минор — это всегда что-то более плоское. Заметьте, даже музыку в нашем фильме нельзя однозначно определить по настроению.

Я тоже не могу однозначно ответить, пессимизм там или оптимизм — для этого нужно смотреть на картину отстраненно, а я ее соучастник. Думаю, там есть все. По крайней мере, фильм позволяет задуматься над тем, как каждый живет. Я лично верю в Бога и верю в то, что он может менять человека. Пафосно звучит, наверное, но так оно и есть. В Библии написано, что люди сами по себе животные, нам близки животные инстинкты. И если мы движемся только горизонтально, если нет этой вертикали, все превращается в какую-то комедию и драму.

Алексей Попогребский Комментарий удален

Борис Акимов Комментарий удален

Григорий Добрыгин Комментарий удален

Григорий, а это такая вирусная реклама фильма?

Алексей, и в "Как я провел этим летом", и в "Простых вещах" мы наблюдаем за двумя мужчинами разных поколений. Это важное наблюдение? Если да - то чем вам интересна разница возрастов, жизненного опыта? Их столкновение?

Мария, в следующем фильме будет девушка наконец. А в «Простых вещах» и «Как я провел этим летом» я исследовал не поколения, не происхождение, а разные картины мира. Я исследовал людей из разных систем координат. В этом вся разница.

Про девушку - отличная новость. Хочется девушек в хороших фильмах.

Что же касается систем координат - это у вас получилось отменно, спасибо.

И все-таки Алексей остается оптимистом насчет человеческой природы. Я видел фильм в черновом монтаже почти целиком, и мне показалось, что он про двух хороших людей. Да, один из них может оказаться не таким хорошим, а другой и вовсе плохим, но все равно эта картина про хороших людей. Боже, храни полярников! А вообще Попогребский — это такой романтический неореалист. Он не из тех людей, кто осваивает крупные бюджеты, он умеет красиво снимать то, что под рукой.

про бюджеты и красоту - очень верно. И 40 миллионов долларов не понадобилось, и тысячной массовки, и роты мастеров по спецэффектам. А все равно попадает в тебя

Алексей, Григорий, спасибо за фильм! Григорию отдельное спасибо за отличную работу шоуменом на премьере фильма на Берлинале! Мне кажется, это было очень здорово  - вот так выйти к двухтысячному, критически настроенному Фридрихштадпаласу и разом их в себе расположить, тем более что после такого приветствия последовала такая жесткая арктическая драма. Один из самых запоминающихся моментов прошлого фестиваля.

Я довольно подробно писал про ощущения после просмотра фильма в своем фестивальном блоге полтора месяца назад, отмечу сейчас другое - как фильм поляризовал тогда публику! Я на всех последующих показах слышал людей (не только берлинскую публику),  обсуждающих "Как я провел".  Ни о каком другом фильме конкурса я стольких отличных друг от друга мнений тогда не слышал. Для меня это уже показатель совершенно неординарного, сильного фильма.

Что еще хочу коротко отметить, так это насколько динамичным и увлекательным оказалось кино. Казалось бы - два персонажа, один молчаливей другого, слабо понятно, чем они вообще занимаются, кругом безмолвная пустота - но ни на минуту не становится скучно смотреть. Тут можно припомнить победивший турецкий фильм про пчеловода - вот уж на каком показе я отоспался всласть... 

нет-нет, ничего скандального, просто "не-премьеры", т.е. все повторы конкурсных лент, во Фридрихштадпаласе проходят без участия авторов фильма, и вот немецкая публика, усердно ходившая целую неделю на эти показы "для простых смертных", вдруг получает такой сюрприз в лице ведущего актера фильма на сцене. Григорий просто (на хорошем английском, хотя Гриша притворялся, будто он у него "ломаный") поприветствовал публику и понадеялся, что кино им (нам) понравится. Это сразу очень подкупило.

Мне вообще Григорий показался очень искренним и незатасканным. Я вот помню Звягинцева после Венеции - он как-то дежурно на все отвечал. А здесь нет

про берлин и про фильм

А я вот собираюсь на премьеру в "Октябрь". Буду телеграфировать, как там и что. Вдруг кому интересно.

Ну и ну. "Октябрь" битком забит. Я сперва подумал даже, что это премьера какой-нибудь "Иронии любви". У металлоискателя на входе всех встречает Геннадий Хазанов - с такой хозяйской улыбкой. Алексей Попогребский в черном костюме и весь в цветах. Вот только фуршетный стол к моему приходу весь разобрали - последние бутылки с водой какой-то парень в лосинах сгреб.

А меж тем, девушки в мини-юбках и при густом макияже тихо дезертируют из зала. Видимо, не на тот триллер пришли.

Вообще авторам стоит приготовиться к walk-outs. Это кино требует терпеливого зрителя.

ну вот не согласен. терпеливый зритель - это который хочет в туалет, но терпит. Здесь просто нужен зритель, а не потребитель. Не с телочкой в кино, не пиво, поп-корн, ха-ха. А прийти и посмотреть всего-навсего.

"с телочкой" тоже ничо смотрится...

И как? народ терпиливый? не уходит во время сеанса?

уходит-уходит. Но почему-то только девушки. Хотя мне знакомая томно говорила, что Добрыгин - это наш Габриэль Гарсия Берналь.

Гаэль! Гаэль Гарсия Берналь, Игорь )

русским журналистам обычно по барабану - что Габриель, что Гаэль, что Гаэтана

Не даже русские журналисты знают что Гюэль это Парк в Басрелоне. А вот Гюзель и Газель...

[Поздняк метаться

вашему поколению хана

Вы не участвуете в этой дискуссии. Судя по стремлению встрять не по делу, это вашему поколению хана.

Сегодня на премьере мне даже тяжелее, чем было в Берлине. Я здесь отвечаю за сотни билетов, чтобы люди все сели. Почему-то так получается, что я все время за что-нибудь отвечаю: на Чукотке — за жизнь людей, а здесь вот за билеты.

(Записано со слов во время премьеры, и потому не совсем точно. Я говорил отнюдь не так пафосно).

А Вам приходилось общаться с настоящими полярниками в процессе подготовки к фильму? Или может быть Вы знаете о реакции профессиональных полярников на кино?

Мы снимали на действующей труднодоступной полярной станции - 3 месяца бок о бок с полярными метеорологами. За всю фактологию ручаемся.

Мне очень нравятся «Простые вещи», больше чем «Коктебель», честно говоря. Это мое кино. И «Как я провел этим летом» — это очевидно сложившееся произведение. Вообще я уважаю Лешу Попогребского, он хороший, симпатичный человек, а не подонок, как остальные в этой индустрии. И еще важно, что Леша получил призы в Берлине, потому что сейчас парни наврали Путину и пилят бабло, невзирая на своих коллег, — важно показать, что есть кто-то другой, кроме этих парней.

"Подонки", "эти парни", "есть мнение" -- совдеповские эвфемизмы...

Кто подонок-то, ну хоть один? Чисто любопытно...

Андрей, в киномире нормальных людей быть не может - особенно в советском и пост-советском. Я знавал парочку но они были настолько безумны, что уже мертвы. А подонки на их языке - те, кто успел урвать денег вперед них самих - например Михалоквская бартия

Странно... Михалков и его партнеры, казалось бы, такие респектабельные люди -- и вдруг подонки. И потом, термин "подонок" этимологически никак не связан со способностью "успеть урвать денег"

да да конечно это те кто уже на дне по Горькому

Но есть и моральное дно

Люди которые преследуют интернет-пользователей за то, что они посмели издеваться надо гениальной работой Мэтра - по определению подонки

Андрей, возьмите и почитайте газету «Коммерсант» и то, что пишут о реформе кино.

Касательно того, что в индустрии кино много подонков — всем очевидно. Мне кажется, что проект «Сноб», вместо того чтобы бессмысленно сотрясать воздух своими тусовками, мог бы помочь прекрасному режиссеру Николаю Хомерики. А советскость есть не в словах, а в поведении: когда все знают, что происходит, но на всякий случай испуганно молчат. Выгнали Хуциева отовсюду — никто почти ни слова не сказал.

Мне вот кажется, даже если бы парни не наврали Путину - все равно Герману, Попогребскому, Хлебникову, Хомерики денег не досталось бы. Как говорит депутат Говорухин - чернуху снимают.

да тут не поймешь что снимать - чернуху или конкретную белочку

"Пассажирку" снимать надо, когда и деньги будут.

А вы думаете, у школы большой бюджет? Вернее - у школы есть бюджет? )

это тебя ГГерманика сказала?

Так даром - за амбаром

Или у Родригеса на 16мм

тоже верно. Чтобы первый канал - и даром...

Алексей, прямо вот все остальные, без малейшего исключения – подонки?

Не разбираюсь в этических нюансах внутрииндустрийных склок. Но по эстетическим критериям некоторые российские фильмы совершенно не подоночьи. А каковы моральные кодексы их создателей – зрителю должно быть, в общем-то, по фигу.

Правильно сказано в «Русском репортере», что в России за год научных патентов зарегистрировано в три раза меньше, чем у одной китайской компании, производящей мобильные телефоны. На русском языке 100 лет назад говорил каждый седьмой, а теперь — каждый 50-й. Когда началась реформа кино, небольшим кинокомпаниям на основе выдуманных критериев перекрыли воздух, и огромное количество людей просто сидит без работы. Фактически устранена возможность соревнования — творческого, экономического, любого. Устранена возможность появления нового русского искусства, которое нашло бы свое место в мире. Об этом нужно говорить.

Я уже давно говорю, все наши проблемы — в спорте, науке, культуре — однотипны. Мы, вместо того чтобы помогать молодым спортсменам и ученым, занимаемся совершенно другим. Я считаю, что человек, который беззастенчиво топит своих коллег, при этом иногда обвиняя их специально и необоснованно в политической нелояльности к государству, — подонок.

так и есть, Алексей

Они действуют по старому советскому паттерну

настучать в райком на конкурента

То есть, я правильно понимаю, что все, кто сейчас снимает кино – стопроцентные подонки?

Боюсь тебя расстроить. Они же все из совецкаго кино. Они все - дети своих родителей - совесткое кино единственное в мире где должность режиссера передается по наследству.  Типа дайте нам бабок а мы чё- нить снимем. И только не спрашивайте нас че, и где бабки. А зритель - говнобыдло.

Игорь – ну почему ВСЕ? Вот что мне интересно. Те, кто госбабло меж собой попилили – наверное, нехорошие, жадные люди. Но не только они кино делают. Или теперь после распила уже совсем никакого кина, кроме михалковского не будет? Неужели у нас все фильмы снимались только на государственные деньги? Что, частных денег нет в стране, никому кина не надо приличного? Просто красоты ради, а не дохода для?

Я и впрямь не осведомлен о киношных закулисностях и подковерностях.

Бля, Стас... стыдно сказать...

рискую прослыть тем самым низменным существом, метку которого так походя лепит коллегам А. Герман, должен признаться, что мне нравится очень многое в кино Н. Михалкова...

C аналогичным стыдом готов шепотом признаться ровно в том же. Что поделать, если таланты Михалкова распространяются не только на кино, но и на процессы, связанные с его финансированием?.. Ну и на всякие иные подобострастно-государственные затеи. Объявить ему личный зрительский бойкот и лишить себя "Неоконченной пьесы..." и "Своего среди чужих"? Не слушать и не смотреть, как Паратов поет про мохнатого шмеля, а мальчик (забыл как звать) с песней идет-шагает по московскому эскалатору?

Кстати.

"Мальчику" нынче 65 годочков, КАЖДЫЙ ДЕНЬ В СПОРТЗАЛЕ ПО 2 ЧАСА. Меня хватает на 1.5, при том, что на 10 лет моложе.... Ну, да, наверное скотина местами, ну и хули с этого? Всем разом обосраться?

Стыдно как-то, оболгали людей достойных: Хуциева, Рязанова и многих других, а все делают вид, что ничего не было, хотя все знают. Действительно, лучше притвориться, что никто ничего не понимает. Тогда и вопросов не будет. Можно и отношения ни с кем не испортить.  Правильно. Очень разумно

Снятого больше 20 лет назад или нового?

Как опасно шутите, дорогой Игорь... Про режиссерство по наследству

Это не шутка - русское кино - жестко закрытое бизнес сообщество полностью изолированное по семейному признаку, куда никакой талант со стороны влиться не может по определению. В отличие от Голливуда который пылесосом высасывает таланты со всего мире а не только из Америки.

Есть у нас хорошие режиссеры тем не менее и коммерческие и артхаусные... Вообще все в этой стране по кастам и понятиям. Надоедает сильно к 30 годам

Это в твоем воспаленном воображении Виталий. Абсолютно неконкурентноспособное кино. Потому что в стране нет конкурнтноспособных идей в любой области жизни. И особенно в области мозговой деятельности.  Для того чтобы так было очень сильно постарались все от Пырьева до какой нибудь Окуджавы

Есть хорошее, кино, зря Вы. Редкий случай, когда вынужден с Вами не согласиться. Здорово снимает Шахназаров, не разучился со времен "Города Зеро" - "Палата №6" очень качественный фильм, как, впрочем, и "Исчезнувшая империя". Герман снял хороший фильм, прекрасное кино делает Попогребский и интересное Звягинцев. Бекмамбетов делает и продюсирует отличные блокбастеры.

В России просыпается зрительский рынок. Аватар собрал 100 000 000 долларов, "Лучшие фильмы" со всевозможными "Яйцами судьбы" тоже неплохо собирают. Появляется рынок и появляется интерес этот рынок получить, соответственно, скоро и к нам в гости придет качественное развлекательное кино, которое в своих бездонных карманах протащит и арт-хаус.

Мне кажется 105 копий для "Как я провел" – это выдающийся успех качественной авторской российской режиссуры в самом непривычном для нее деле - зарабатывании денег.

Бекмамбетов делает и продюсирует отличные блокбастеры.

вот после этого мы прекращаем дискуссию. Потому что все блокбастеры  Бека - это такое провинциальное мудозвонство на тему.

  Да ладно. Не совсем так. Хотя не мне говорить.  Другое дело обидно, что все вернулось к 83 году.  Позитивное кино хорошо, а нет - враги. Глупость.

Нет ни позитивного, ни негативного, ни эллина, ни иудея. Только хорошее и плохое, все остальное -- лишнее и пустое

Алексей, согласно фортификационным канонам силы окружающих должны превосходить им противостоящих раз в 10. Так что у вас очень серьезный гандикап.

Пока ставим на вас

Слышьте, Алексей... строго между нами... несмотря на риск прослыть мудаком признаюсь: я телек смотрю и мне сериал "Глухарь" нравится...

«Глухарь» так «глухарь». А хотя бы про «Доктор Хаус» не думали? Играют лучше. Хотя… думаю «Сноб» мог бы помочь Хомерики с фильмом. Идея у него отличная. Было бы поступком, а то как-то скучно про «Глухаря».  Надо же помогать хорошим людям. Хомерики. Я имею ввиду.

Нормальная аргументация -- скучно про "Глухарь".  Я в данном случае простой потребитель, и мне -- знаю доподлинно -- весело

Согласен. Ладно. Подумайте про грант на написание сценария для талантливого человека. Идея хорошая. Деньги не космические.  

Алексей, эти люди думают категориями КГБ,  к ним тянутся авторы которые понимают что если они будут эксплуатировать темы, понятные контингенту который у руля, то у них тоже будут заказы

Игорь, вы несправедливы. Существовавшая система, при всех ее  недостатках, давала возможность достойно дебютировать людям не просто вне всяких кланов, но и зачастую даже не имевшим "корочки" о (кино)режиссерском образовании. Навскидку сыпану - безоценочно - в кучу: Хлебников, Сигарев, Вырыпаев, Звягинцев, Гай-Германика, Серебрянников. А сколько, к тому же, немосквичей: Буслов, Мизгирев, Бакурадзе, Велединский, Сидоров (оба), Волошин, Федорченко... А если кто-то достойно (и самостоятельно-самобытно) продолжает династию, как мои друзья Андрей Прошкин и Алеша Герман, что в этом плохого?

Да я несправделив

я в этйо стране живу уже 52 года

из них внятно смотрю кино лет с шести. Из участников мирового кинопроцесса поговорил со всеми, с кем мне было интересно поговорить - от Бертолуччи и Линча с Родригесом до покойника Луцика. Одно могу сказать - с русскими кинематгорафистами очень неинтересно. Как и с плодами их творчества.

Игорь, а не троллите ли Вы, любимый и уважаемый, приняв очередной single malt? Кино Попогребского от Простых вещей до Как я провел - очень даже живое и интересное. Редкостно живое. Вчера смотрел на большом экране "Как я провел" - вставило покруче Аватара в IMAX 3D. Честно!

За слово "троллите" сейчас вас забанят по моей просьбе forever, не желаете ли?

С большой политической ошибкой, Виталий

Игорь, блестящий перевод темы разговора о "закрытости и клановости" российского кино. Браво! "Вы все дураки..." - остроумный, и, главное, неоспоримый аргумент.

Ну вы как режиссер конечно должны были оценить. Потому что манипуляции - это единственный  proper творческий метод

Алексей Попогребский Комментарий удален

Алексей Попогребский Комментарий удален

Борис Акимов Комментарий удален

Алексей, а когда же Вы бороду сбреете? Вы же обещал в случае успеха фильма.

Бороду я сбрею обязательно, как только закончится последний раунд этого пиар-цикла, связанного с фильмом. Я дал себе такой зарок. Думаю, это произойдет в ближайшие 10–15 дней. Только не подумайте, что я пытаюсь выглядеть как полярник. Это не образ, а просто талисман, вместе с часами, которые продюсер привез мне на Чукотку.

Про бороду

И я вот тоже собираюсь сбрить -)Может всем бородачам сделать это одновременно, такой перформанс. "100 бород"

Жаль что мы не- бородачи не можем устроить флеш-моб - 100 бород за 15 минут!

ну есть время еще отрастить! перед актом брития!

Я со своей козлиной порослью не расстанусь!

Так ведь можно устроить флэш-моб по отращиванию! (бород) Куда любопытнее было бы.

Алексей Попогребский Комментарий удален

Борис Акимов Комментарий удален

Хочу добавить, что это просто отлично, что у нас есть такие фильмы, как картина Леши Попогребского.

Спасибо! Рад был тебя видеть, пусть даже и мельком.

И я был рад. Прошло все хорошо. Зал был полный до конца. Смотрели очень внимательно. Так редко бывает. Действительно здорово.

Вчера после премьеры поговорил со зрителями. Теми, кто все-таки досмотрел. Большинство понравилось, хотя кто-то выходил в недоумении. Похоже, фильм действительно разделяет людей полярно.

Алексей поздравляю, с нетерпением жду премьеры в Нью Йорке. Дмитрий написал что вы приезжаете.

Антон, только что соскайпились с Димой. Приходите сегодня в Walter Reade зал в Линкольн Центре, я там с 11-30. Думаю, с билетами все будет нормально.

Рецензия на фильм от моей мамы Инны Супруновой

Я раскритиковала фильм в своем блоге (http://www.snob.ru/profile/blog/8757/18941) и выдала, как сказала мама, кучу гармонально-эмоционального визга без аналитики. Я с ее мнением не согласна, но  мнение есть мнение. Обсуждая фильм, мы поругались, но вместо того, чтобы побросать трубки договорились, что обе сделаем серьезный анализ картины, выпишем и обменяемся мнениями. Мама сделала первую подачу (ниже). За мной ответ.  

Цитата: "Фильм «Как я провел этим летом» заявлен как триллер. Фреди Крюгер, конечно, от души посмеялся бы этому промоушену, если бы у него была душа: дефицит динамики, адреналиновых сцен и пикселей со спецэффектами наверняка разочаруют тех, кто придет в кинотеатр или купит диск с намерением пощекотать себе нервы. Это плохой триллер… И слава Богу!

Потому что это хорошее психологическое кино в самом что ни наесть прямом смысле этого жанра. Если снимаем такие фильмы – значит, мы еще существуем, как страна системы Станиславского.

Спецэффектом здесь работает сама природа: однообразие и контрасты, почти документальные съемки из жизни дикой Арктики. Сюжетно это сделано в лучших традициях Джека Лондона (рассказы о Севере) и Андрея Тарковского (фильмы по фантастическим повестям Стругацких «Пикник на обочине» и Лема «Солярис») только в современных условиях.

Фильм не о какой-то отдельно взятой стране. С таким же успехом он мог быть снят на Аляске в главных ролях с Брюсом Уиллисом и Леонардо Ди Каприо, в Скандинавии – с Ренни Харлин и Виллэ Хаапасало. Потому что Заполярье это не государство – это часть суши, окруженной безмолвием. Это мир, как писал Бунин, в белой белизне и черной черноте. Это Зазеркалье, где даже если бежать очень быстро, будешь оставаться на одном и том же месте и в тех же обстоятельствах. И в любом из уголков международного Заполярья есть метеостанции с ржавыми бочками из под соляры, на которой работает суровый, закрытый, матерый полярник, где вполне мог бы появиться «турист», тинейджер-переросток, и произойти то, что произошло.

В этот природный рай (красота-то какая! Лепота!) под названием «Ад» (там жить нельзя) попадает некое биологическое игровое приложение к компьютерной мышке под именем Паша. В голове у него все сложено просто: включи-выключи, беги–стреляй. А вот что делать, если на мониторе титр: «игра закончилась», и нужно принимать вполне реальные жизненные решения? Довольно простая задачка приводит Пашу в замешательство: надо ли сообщить своему напарнику Сергею о гибели его семьи?

Нет, Паша, не подлец, не конченный идиот -  у него просто отсутствуют навыки межличностного общения в экстремальных обстоятельствах. Его научили выполнять задания, доверять технике, делать плановые механические движения. Поэтому в самый критический момент срабатывает рефлекс опасности, и компьютерный стереотип подсказывает: «беги». А потом срабатывает другой стереотип: «выживешь, если убьешь», и Паша подкладывает Сергею отравленную рыбу.

У Сергея другие стереотипы: «Здесь все серьезно». И свою науку выживания он вдалбливает напарнику подзатыльниками и тычками.

Они не просто противоположные, а противопоказанные. В городе, в толпе, в большом офисном коллективе этот антагонизм был бы не так заметен. Но там, на замерзшей метеостанции, где от пребывания предыдущей такой же антагонистической пары «осталась дырка в потолке», конфликт неизбежен.

Фильм без лишних слов (герои не матерятся, не выдают циничных афоризмов, не скабрезничают о бабах, чего так много в новом русском кино)  без какого-либо нынче модного розового пафоса (особенно у позднего Никиты Михалкова).

Персонажи выписаны очень детально. Скрупулезно, крупным планом через мимику отражается внутренняя работа их сознания. Пожалуй, даже слишком детально и чересчур скрупулезно. Этому посвящена вся первая часть, которая больше похожа на вялотекущую документалистику. И вдруг! Такое впечатление, что наверстывая упущенное, режиссер ускоряет кульминационный момент. Поэтому молниеносная вспышка вражды от признания Павла в том, что он скрыл информацию о гибели семьи Сергея, кажется несколько немотивированной. А дальнейшая «охота» друг за другом - сублимированной во времени.

По динамике две части фильма несбалансированны, и надо быть очень заинтересованным зрителем, чтобы дойти до того, что принято назвать «экшн».

Можно, конечно, обвинить фильм и в дефиците драматургии (очень схематична линия Сергея, как человека, потерявшего самых близких людей, Станиславский крикнул бы: «Не верю!!!»), и в неочевидной мотивации героев (нельзя строить конфликт только на том, что у одного – патологически сильный характер, а у другого – пока нет, вообще, никакого), но… Это все же хороший фильм. И очень хорошие актеры - Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин (просто открытие!) – без послужного списка, но и неотягощенные уже закрепившимся за ними амплуа. Поэтому общее впечатление от просмотра: «Это, конечно, не  Оскар, но такие фильмы вселяют оптимизм за российскую киноиндустрию».