Директор Центра «Креативный путь» Елена Гребенева: Наша задача — расширить мышление предпринимателей
В 2023 году Центр развития креативных индустрий «Креативный путь» запустил образовательный проект для бизнесменов «Лагерь креативных лидеров». Директор «Креативного пути» Елена Гребенева рассказала «Снобу», где предпринимателю из этой сферы искать финансовую поддержку, как поднять мотивацию сотрудников и реагировать на стрессы с выгодой для бизнеса
Что такое «креативная индустрия»?
В мировом инфополе этот термин существует с 1990-х годов, но в России его начали использовать только с 2014 года. Лично для меня креативные индустрии — это связь творчества и культуры с экономикой. Однако креативные индустрии можно воспринимать не просто как сектор экономики, но и как личную философию творческих людей.
Для наглядности возьмем Южную Корею. Современная южнокорейская культура вызывает у людей по всему миру колоссальный интерес: мода, оскароносные «Паразиты», сериал «Игра в кальмара», музыкальное направление k-pop, компьютерные игры. Такой глобальный креативный прорыв не случайность. Он был задуман и эффективно проработан специальным правительственным агентством креативного контента КОССА. Во многом именно его деятельность позволила наладить работу с креативными индустриями и вывести корейский контент на международный рынок.
Еще один пример, который всегда под рукой, — смартфон. Это синергия креативных достижений в действии, причем сразу нескольких: дизайн, простота в использовании, новые технологичные решения и маркетинг — все это помогло обратить внимание на гаджет, который человек однажды купил и теперь использует.
Примеров много, они у нас на виду, но в скором времени у нас должен появиться свой собственный более четкий ответ, что же такое «креативные индустрии», потому что уже в этом году в России может выйти Закон о креативных индустриях. Сейчас законопроект направлен в Госдуму на рассмотрение во втором чтении. После этого на законодательном уровне будет закреплено определение и креативных индустрий, и субъекта креативного сектора, и креативной экономики. В каждой стране эти термины трактуются немного по-разному. Для России важно определиться со своим отношением к креативным индустриям, чтобы как можно более эффективно развивать этот сектор экономики и просто адекватно существовать в выбранной парадигме.
Почему в наше время так высок интерес к креативным индустриям?
Еще 10–20 лет назад творческие люди мало задумывались о деньгах. Все мы жили в такой картине мира, где «художник должен быть голодным». В 1990-е годы в Великобритании впервые стали говорить о том, что креативный подход к созданию любого продукта повышает его качества и формирует тренды того или иного направления. Это позволило творцам найти себя в новой деятельности, ведь именно они задают эти тренды. Чем больше такие креаторы включались в создание продуктов, тем выше становились экономические показатели. При этом творческие люди получили дополнительные возможности для реализации и смогли зарабатывать на любимом деле.
Сегодняшние потребители довольно избалованны. Большинство ждет от производителей не только качества, но и уникальности, поэтому компании вкладываются в развитие креативных индустрий.
А если говорить с точки зрения глобализации, то креативные индустрии — один из важнейших факторов устойчивого экономического развития стран и условие для формирования качественных характеристик человеческого капитала. Поэтому в России активно формируется системная поддержка сектора: как на уровне законодательства, так и в системе образования.
Зачем современному бизнесмену нужны навыки креативного лидера? Без них нельзя построить успешный бизнес?
Построить успешный бизнес без навыков креативного лидерства можно. Так происходило и десятилетия, и столетия назад. Сегодня нужно думать о другом — не про то, как стать успешным, а про то, как удержать свои позиции. Когда предприниматель доходит до определенной планки и имеет стабильный показатель выручки, то живет спокойно и может не вкладываться в дальнейшее развитие своего продукта, но конкуренты будут это делать и быстро его обгонят благодаря креативному подходу.
Традиционный лидер многие годы был ценен тем, что формировал инструкции и правила. В условиях прогнозируемой экономики и общественной стабильности такой метод управления бизнесом очень действенен. Но начиная с пандемии мы живем в совсем других обстоятельствах. Сейчас время динамичных изменений, и оно заставляет любого руководителя оперативно реагировать на перемены в экономике и политике. Поэтому сегодня традиционный лидер уступает креативному лидеру — тому, кто обладает интуицией, следит за трендами, позволяет себе совершать ошибки и попадать в сложные ситуации, в которых видит не проблемы, а новые возможности. Гибкость мышления и все то, что называется soft skills (в переводе с английского «гибкие навыки». — Прим. ред.), сегодня определяют долгосрочный успех бизнеса.
Что такое «Креативный путь»? Какие образовательные проекты для начинающих предпринимателей он предлагает?
В начале стоит немного объяснить, как родилась идея создания «Креативного пути» и почему мы работаем в том числе с предпринимательским сообществом.
Исполнительная власть многих регионов до сих пор не очень понимает, что такое креативные индустрии. К тому же ведомством, которое отвечает за креативные индустрии, в России стало Министерство культуры. В нем работают люди, для которых культура ассоциируется преимущественно с музеями и театрами, но не с креативными индустриями. Со временем стали появляться нормативные документы, в которых были расписаны концепция и план реализации креативных путей, а в регионах начали открывать агентства креативных индустрий. Возникло очень много инфраструктурных объектов и нормативно-правовой базы по этому вопросу. И все больше формировался запрос общества на информацию о креативных индустриях — многим хотелось разобраться, как с ними работать. «Креативный путь» появился год назад — в первую очередь для того, чтобы сориентировать представителей креативного сообщества и региональные органы исполнительной власти в многообразной информации по этой теме, сопроводить их в процессе становления и настройки развития креативных индустрий.
Флагманским проектом «Креативного пути» стал всероссийский образовательный «Лагерь креативных лидеров» для предпринимателей, которые уже развивают свой бизнес. На участие в конкурсном этапе было подано более двух тысяч заявок, экспертный совет жюри выбрал 10 наиболее интересных предпринимателей из девяти регионов РФ — от Читы до Петрозаводска — для бесплатного очного обучения. За каждым из них на 4 месяца был закреплен наставник из сферы креативного бизнеса, который помогал им внедрить информацию, полученную на наших образовательных интенсивах, в свой бизнес и жизнь. Наш проект направлен не только на бизнес, но и на трансформацию личности, так как эти преобразования тесно взаимосвязаны. Образовательные интенсивы для предпринимателей прошли в Тюмени, Ульяновске, Красноярске и Москве — по многим показателям эти регионы являются лидерами креативной экономики. Помимо теории и практики с экспертами участники нашего проекта погрузились в креативную среду региона: посетили с экскурсиями креативные пространства, познакомились с предпринимательским сообществом, обменялись опытом и создали коллаборации для реализации совместных проектов.
А еще не так давно мы запустили бесплатный онлайн-курс, содержащий те же темы, что и очная программа обучения, включающий встречи с экспертами и мастермайнды с предпринимателями. В таком формате на нашей платформе обучаются уже более трех тысяч предпринимателей из всех регионов России.
Наша задача — расширить мышление предпринимателей, показать им, кем и как развиваются креативные индустрии в разных условиях по всей стране, чтобы потом участники «Лагеря» в своих регионах развивали креативные отрасли, создавали новые проекты, формировали бизнес-сообщество.
Как креативному лидеру получить грантовую поддержку на реализацию своих проектов? Какие существуют законопроекты и фонды, поддерживающие эту сферу?
Существует большое количество фондов, оказывающих поддержку креативному бизнесу, — например, Президентский фонд культурных инициатив. Финансирование, выделяемое ему, увеличивается с каждым годом, таким образом все больше команд и проектов получают поддержку.
Есть также Институт развития интернета. За последний год его финансирование увеличилось в три раза — больше, чем финансирование Фонда кино. Сейчас Институт развития интернета поддерживает весь медиаконтент и кинопроизводство. В него могут обратиться креативные предприниматели, которые заняты именно этими сферами.
Имеет смысл направлять запросы и в частные фонды — например, в Фонд Горчакова или Фонд Потанина. Они оказывают поддержку самым разным сферам бизнеса. Фонд Горчакова, кстати, готов финансировать проекты, направленные на сотрудничество с другими странами.
На уровне регионов существует грантовая поддержка от глав субъектов и минкульта. Якутия, например, выдает миллион на открытие креативного бизнеса, в Мурманской области представители креативных индустрий могут получить до 400 тысяч рублей. Агентства креативных индустрий тоже очень важны для начинающих бизнесменов. В них точно стоит обращаться со своими проектами.
С 2022 года значительное количество компаний столкнулось с коренными переменами в работе. Как креативному бизнесу сохранять команды и поддерживать ресурсность в состоянии экономической нестабильности?
Для креативного лидера самое главное — не растеряться и много работать со своими эмоциями. Сохраняя в себе точку опоры, он может транслировать этот настрой своей команде. Лично я стабилизирую свое внутреннее состояние через медитации и спорт.
А еще важно не забывать, что каждый сотрудник — это не функция, а человек. Креативный лидер обязан быть открытым, понятным и честным, сохранять внимание к своим сотрудникам. Для нас важно развивать эмоциональный интеллект и проявлять эмпатию.
Важен также вопрос мотивации. Креативный лидер должен понятно и подробно объяснять своим сотрудникам, как и для чего они выполняют ту или иную задачу. Традиционные лидеры так не делают, они говорят: я начальник, я даю команду, а сотрудник ее выполняет. Такая жесткая иерархия для креативного бизнеса не подходит, тем более во время общей нестабильности, ведь из-за этого мотивация растерянных сотрудников падает. Поэтому очень важно рассказывать им, как их действия улучшают окружающую среду, как проект, в котором они задействованы, меняет мир.
Расскажите про самого необычного креативного лидера, пришедшего на образовательные курсы «Креативного пути».
Недавно мы проводили специальную встречу с теми, кто проходит обучение очно, в ходе которой участники рассказывали о своем «пути героя». Больше всего мне запомнились две истории. Одна предпринимательница из Сургута поделилась, как она стала основательницей и директором кузницы «Куй». Она занимается изготовлением товаров из металла и экспортирует их. Обучение в нашем лагере позволило ей расширить свое видение этого бизнеса. Во-первых, она решилась начать работать с Арктикой и Дальним Востоком. Во-вторых, научилась принимать свои достижения, больше ценить себя как лидера. Такая трансформация личных убеждений позволила предпринимательнице сделать бизнес масштабнее и получать больше удовольствия от своего труда. Теперь она не отчуждается от плодов своей работы, меньше выгорает и больше зарабатывает.
Еще один наш ученик — Даниил Бредихин, предприниматель из города Орла, — рассказал, как выстраивал креативный бизнес с нуля в условиях, которые этому совсем не способствуют. В Орловской области очень слабо развиты креативные индустрии, там нет даже нормативно-правовой базы по этому вопросу. Но молодому человеку это не помешало. Он основал дизайн-студию BRED-ideas и через какое-то время начал работать с крупными российскими и международными компаниями, в числе которых «Ростех» и Forbes. У него есть амбициозная цель — заработать за четыре месяца миллион рублей на «умных стикерах» и создать новую крупную компанию. Даниил поразил меня тем, насколько оперативно он внедрял в свой бизнес новую информацию, полученную в «Лагере». Каждый день Даниил звонил своим сотрудникам и просил их что-то поменять в работе. Например, он придумал новую должность в команде — «директор по счастью». Уже по итогам первого месяца работы 90% сотрудников заявили, что работать стало приятнее: доверия, искренности, порядка в рабочих задачах стало больше. А еще благодаря «директору по счастью» в компании появилась корпоративная культура.
За время обучения в «Лагере» Даниил снизил показатель оттока клиентов на 50% и увеличил выручку. Но главным его достижением можно считать изменение мышления — благодаря обучению в «Лагере» он ориентировал работу компании не только на бизнес, но и на социальную сферу, запустив проект «Умные стикеры» для слабовидящих и незрячих людей. Также его команда начала оказывать поддержку приюту для бездомных животных, а еще вместе с коллегами Даниил посадил клены в родном городе, то есть предприниматель осознал, что наличие социально-полезной миссии дает ему дополнительный психологический ресурс.
Беседовал Алексей Черников