Елена Гребенева
Фото: пресс-служба
Елена Гребенева

Что такое «креативная индустрия»?


В мировом инфополе этот термин существует с 1990-х годов, но в России его начали использовать только с 2014 года. Лично для меня креативные индустрии — это связь творчества и культуры с экономикой. Однако креативные индустрии можно воспринимать не просто как сектор экономики, но и как личную философию творческих людей.

​​Для наглядности возьмем Южную Корею. Современная южнокорейская культура вызывает у людей по всему миру колоссальный интерес: мода, оскароносные «Паразиты», сериал «Игра в кальмара», музыкальное направление k-pop, компьютерные игры. Такой глобальный креативный прорыв не случайность. Он был задуман и эффективно проработан специальным правительственным агентством креативного контента КОССА. Во многом именно его деятельность позволила наладить работу с креативными индустриями и вывести корейский контент на международный рынок.

Еще один пример, который всегда под рукой, — смартфон. Это синергия креативных достижений в действии, причем сразу нескольких: дизайн, простота в использовании, новые технологичные решения и маркетинг — все это помогло обратить внимание на гаджет, который человек однажды купил и теперь использует.

Примеров много, они у нас на виду, но в скором времени у нас должен появиться свой собственный более четкий ответ, что же такое «креативные индустрии», потому что уже в этом году в России может выйти Закон о креативных индустриях. Сейчас законопроект направлен в Госдуму на рассмотрение во втором чтении. После этого на законодательном уровне будет закреплено определение и креативных индустрий, и субъекта креативного сектора, и креативной экономики. В каждой стране эти термины трактуются немного по-разному. Для России важно определиться со своим отношением к креативным индустриям, чтобы как можно более эффективно развивать этот сектор экономики и просто адекватно существовать в выбранной парадигме.

Почему в наше время так высок интерес к креативным индустриям?

Еще 10–20 лет назад творческие люди мало задумывались о деньгах. Все мы жили в такой картине мира, где «художник должен быть голодным». В 1990-е годы в Великобритании впервые стали говорить о том, что креативный подход к созданию любого продукта повышает его качества и формирует тренды того или иного направления. Это позволило творцам найти себя в новой деятельности, ведь именно они задают эти тренды. Чем больше такие креаторы включались в создание продуктов, тем выше становились экономические показатели. При этом творческие люди получили дополнительные возможности для реализации и смогли зарабатывать на любимом деле.

Сегодняшние потребители довольно избалованны. Большинство ждет от производителей не только качества, но и уникальности, поэтому компании вкладываются в развитие креативных индустрий.

А если говорить с точки зрения глобализации, то креативные индустрии — один из важнейших факторов устойчивого экономического развития стран и условие для формирования качественных характеристик человеческого капитала. Поэтому в России активно формируется системная поддержка сектора: как на уровне законодательства, так и в системе образования.

Зачем современному бизнесмену нужны навыки креативного лидера? Без них нельзя построить успешный бизнес?

Построить успешный бизнес без навыков креативного лидерства можно. Так происходило и десятилетия, и столетия назад. Сегодня нужно думать о другом — не про то, как стать успешным, а про то, как удержать свои позиции. Когда предприниматель доходит до определенной планки и имеет стабильный показатель выручки, то живет спокойно и может не вкладываться в дальнейшее развитие своего продукта, но конкуренты будут это делать и быстро его обгонят благодаря креативному подходу.

Традиционный лидер многие годы был ценен тем, что формировал инструкции и правила. В условиях прогнозируемой экономики и общественной стабильности такой метод управления бизнесом очень действенен. Но начиная с пандемии мы живем в совсем других обстоятельствах. Сейчас время динамичных изменений, и оно заставляет любого руководителя оперативно реагировать на перемены в экономике и политике. Поэтому сегодня традиционный лидер уступает креативному лидеру — тому, кто обладает интуицией, следит за трендами, позволяет себе совершать ошибки и попадать в сложные ситуации, в которых видит не проблемы, а новые возможности. Гибкость мышления и все то, что называется soft skills (в переводе с английского «гибкие навыки». — Прим. ред.), сегодня определяют долгосрочный успех бизнеса.

Что такое «Креативный путь»? Какие образовательные проекты для начинающих предпринимателей он предлагает?

В начале стоит немного объяснить, как родилась идея создания «Креативного пути» и почему мы работаем в том числе с предпринимательским сообществом.

Исполнительная власть многих регионов до сих пор не очень понимает, что такое креативные индустрии. К тому же ведомством, которое отвечает за креативные индустрии, в России стало Министерство культуры. В нем работают люди, для которых культура ассоциируется преимущественно с музеями и театрами, но не с креативными индустриями. Со временем стали появляться нормативные документы, в которых были расписаны концепция и план реализации креативных путей, а в регионах начали открывать агентства креативных индустрий. Возникло очень много инфраструктурных объектов и нормативно-правовой базы по этому вопросу. И все больше формировался запрос общества на информацию о креативных индустриях — многим хотелось разобраться, как с ними работать. «Креативный путь» появился год назад — в первую очередь для того, чтобы сориентировать представителей креативного сообщества и региональные органы исполнительной власти в многообразной информации по этой теме, сопроводить их в процессе становления и настройки развития креативных индустрий.

Фото: пресс-служба

Флагманским проектом «Креативного пути» стал всероссийский образовательный «Лагерь креативных лидеров» для предпринимателей, которые уже развивают свой бизнес. На участие в конкурсном этапе было подано более двух тысяч заявок, экспертный совет жюри выбрал 10 наиболее интересных предпринимателей из девяти регионов РФ — от Читы до Петрозаводска — для бесплатного очного обучения. За каждым из них на 4 месяца был закреплен наставник из сферы креативного бизнеса, который помогал им внедрить информацию, полученную на наших образовательных интенсивах, в свой бизнес и жизнь. Наш проект направлен не только на бизнес, но и на трансформацию личности, так как эти преобразования тесно взаимосвязаны. Образовательные интенсивы для предпринимателей прошли в Тюмени, Ульяновске, Красноярске и Москве — по многим показателям эти регионы являются лидерами креативной экономики. Помимо теории и практики с экспертами участники нашего проекта погрузились в креативную среду региона: посетили с экскурсиями креативные пространства, познакомились с предпринимательским сообществом, обменялись опытом и создали коллаборации для реализации совместных проектов.

А еще не так давно мы запустили бесплатный онлайн-курс, содержащий те же темы, что и очная программа обучения, включающий встречи с экспертами и мастермайнды с предпринимателями. В таком формате на нашей платформе обучаются уже более трех тысяч предпринимателей из всех регионов России.

Наша задача — расширить мышление предпринимателей, показать им, кем и как развиваются креативные индустрии в разных условиях по всей стране, чтобы потом участники «Лагеря» в своих регионах развивали креативные отрасли, создавали новые проекты, формировали бизнес-сообщество.

Как креативному лидеру получить грантовую поддержку на реализацию своих проектов? Какие существуют законопроекты и фонды, поддерживающие эту сферу?

Существует большое количество фондов, оказывающих поддержку креативному бизнесу, — например, Президентский фонд культурных инициатив. Финансирование, выделяемое ему, увеличивается с каждым годом, таким образом все больше команд и проектов получают поддержку.

Есть также Институт развития интернета. За последний год его финансирование увеличилось в три раза — больше, чем финансирование Фонда кино. Сейчас Институт развития интернета поддерживает весь медиаконтент и кинопроизводство. В него могут обратиться креативные предприниматели, которые заняты именно этими сферами.

Имеет смысл направлять запросы и в частные фонды — например, в Фонд Горчакова или Фонд Потанина. Они оказывают поддержку самым разным сферам бизнеса. Фонд Горчакова, кстати, готов финансировать проекты, направленные на сотрудничество с другими странами.

На уровне регионов существует грантовая поддержка от глав субъектов и минкульта. Якутия, например, выдает миллион на открытие креативного бизнеса, в Мурманской области представители креативных индустрий могут получить до 400 тысяч рублей. Агентства креативных индустрий тоже очень важны для начинающих бизнесменов. В них точно стоит обращаться со своими проектами.

С 2022 года значительное количество компаний столкнулось с коренными переменами в работе. Как креативному бизнесу сохранять команды и поддерживать ресурсность в состоянии экономической нестабильности?

Для креативного лидера самое главное — не растеряться и много работать со своими эмоциями. Сохраняя в себе точку опоры, он может транслировать этот настрой своей команде. Лично я стабилизирую свое внутреннее состояние через медитации и спорт.

А еще важно не забывать, что каждый сотрудник — это не функция, а человек. Креативный лидер обязан быть открытым, понятным и честным, сохранять внимание к своим сотрудникам. Для нас важно развивать эмоциональный интеллект и проявлять эмпатию.

Важен также вопрос мотивации. Креативный лидер должен понятно и подробно объяснять своим сотрудникам, как и для чего они выполняют ту или иную задачу. Традиционные лидеры так не делают, они говорят: я начальник, я даю команду, а сотрудник ее выполняет. Такая жесткая иерархия для креативного бизнеса не подходит, тем более во время общей нестабильности, ведь из-за этого мотивация растерянных сотрудников падает. Поэтому очень важно рассказывать им, как их действия улучшают окружающую среду, как проект, в котором они задействованы, меняет мир.

Расскажите про самого необычного креативного лидера, пришедшего на образовательные курсы «Креативного пути».

Недавно мы проводили специальную встречу с теми, кто проходит обучение очно, в ходе которой участники рассказывали о своем «пути героя». Больше всего мне запомнились две истории. Одна предпринимательница из Сургута поделилась, как она стала основательницей и директором кузницы «Куй». Она занимается изготовлением товаров из металла и экспортирует их. Обучение в нашем лагере позволило ей расширить свое видение этого бизнеса. Во-первых, она решилась начать работать с Арктикой и Дальним Востоком. Во-вторых, научилась принимать свои достижения, больше ценить себя как лидера. Такая трансформация личных убеждений позволила предпринимательнице сделать бизнес масштабнее и получать больше удовольствия от своего труда. Теперь она не отчуждается от плодов своей работы, меньше выгорает и больше зарабатывает.

Еще один наш ученик — Даниил Бредихин, предприниматель из города Орла, — рассказал, как выстраивал креативный бизнес с нуля в условиях, которые этому совсем не способствуют. В Орловской области очень слабо развиты креативные индустрии, там нет даже нормативно-правовой базы по этому вопросу. Но молодому человеку это не помешало. Он основал дизайн-студию BRED-ideas и через какое-то время начал работать с крупными российскими и международными компаниями, в числе которых «Ростех» и Forbes. У него есть амбициозная цель — заработать за четыре месяца миллион рублей на «умных стикерах» и создать новую крупную компанию. Даниил поразил меня тем, насколько оперативно он внедрял в свой бизнес новую информацию, полученную в «Лагере». Каждый день Даниил звонил своим сотрудникам и просил их что-то поменять в работе. Например, он придумал новую должность в команде — «директор по счастью». Уже по итогам первого месяца работы 90% сотрудников заявили, что работать стало приятнее: доверия, искренности, порядка в рабочих задачах стало больше. А еще благодаря «директору по счастью» в компании появилась корпоративная культура.

За время обучения в «Лагере» Даниил снизил показатель оттока клиентов на 50% и увеличил выручку. Но главным его достижением можно считать изменение мышления — благодаря обучению в «Лагере» он ориентировал работу компании не только на бизнес, но и на социальную сферу, запустив проект «Умные стикеры» для слабовидящих и незрячих людей. Также его команда начала оказывать поддержку приюту для бездомных животных, а еще вместе с коллегами Даниил посадил клены в родном городе, то есть предприниматель осознал, что наличие социально-полезной миссии дает ему дополнительный психологический ресурс.

Беседовал Алексей Черников