Елена Маринина
Фото: пресс-служба
Елена Маринина

Почему государство должно поддерживать креативные индустрии?

Профессионалов творческого сектора поддерживать необходимо, ведь они создают продукты и услуги новой экономики. Креативные индустрии — это не только создание рабочих мест, высококонкурентных продуктов, новых направлений деятельности, но и повышение качества жизни людей, сфера их самореализации.

Когда творческий процесс становится доходным бизнесом, а креативная идея успешно монетизируется, происходит развитие сектора. Комплекс мер, на которых мы фокусируемся в своей работе, включает создание особых экономических условий в регионах, развитие арт-резиденций, грантовую поддержку, доступное кредитование креативных проектов. Мы выводим творческих людей в публичное поле, объясняем, насколько важна их деятельность.

Накопленный опыт подтверждает, что залогом успешных проектов в сфере творческого предпринимательства становится объединение возможностей бизнеса с государственной поддержкой. Наглядный пример такого сотрудничества — работа Фонда «Инносоциум» (социальная платформа Фонда «Росконгресс». — Прим. ред.), задача которого — развивать диалог креативного сообщества с государством. Благодаря работе фонда, в этом году на ПМЭФ более 40 НКО участвовали в программе Форума креативного бизнеса и социальной платформы, выступали и имели возможность познакомиться с потенциальными инвесторами. По окончании форума для НКО провели «открытый микрофон», где они рассказали об эффекте участия в международных экономических форумах: о том, как после этого выросли качество взаимодействия с госорганами и скорость принятия решений по программам поддержки, усилился взаимообмен лучшими практиками между НКО.

Какие отрасли сейчас, по вашему мнению, развиваются быстрее всего?

Интерес к современной моде, гастрономии и мультимедиа диктует спрос на оригинальный продукт. Оптимальные условия развития этой сферы экономики — когда создание продукта не требует больших материальных затрат, а потреблять его можно повсеместно и без ограничений. С этим связан успех российских анимационных проектов, IT-индустрии, дизайнерской моды и гастрономии. В числе успешных креативных проектов в сфере культурного наследия — традиционные промыслы и ремесла, народные фестивали и музеи. Репрезентация локального культурного кода в креативных отраслях находит свое практическое воплощение в рамках концепции «от корней — к будущему». В рамках официальной культурной программы ПМЭФ-2022 это направление было представлено в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга. Фонд «Росконгресс» представил там масштабный проект «Художественное открытие народов Севера». Пилотным этапом стала выставка «Сердце Югры» петербургского фотографа Олега Зотова. Он представил свое видение Югры, ее самобытных преданий и легенд, взяв за основу гармоничное развитие и связь человека с природой.

В силу своей специфики креативные индустрии привлекательны для молодежи, и занятость в креативной индустрии уже превышает показатели занятости в реальном секторе. Чтобы повысить узнаваемость темы развития креативных индустрий среди студентов, в рамках Форума креативного бизнеса (ФКБ) мы запустили молодежный пресс-центр, в состав которого вошло более 20 студентов из 17 российских вузов и 7 субъектов России. Молодежный пресс-центр работал все четыре дня форума и освещал мероприятия ФКБ на порталах образовательных учреждений и молодежных сообществ.

Кому из представителей креативных индустрий нужна помощь и поддержка? И какая?

Поддержка нужна всему спектру креативных индустрий. В первую очередь речь идет о законодательных инициативах. При стабильном развитии креативных индустрий их вклад в экономику страны должен увеличится до 3% к 2024 году и до 6% — к 2030-му. Мы инициируем коррекцию правового поля, предлагаем поправки в налоговое и трудовое законодательство. В этом направлении уже сделаны важные шаги. В сентябре 2021 года вышла Концепция развития творческих индустрий, которую подписал премьер-министр Михаил Мишустин и в которой закреплено понятие «креативные индустрии». Сегодня необходимо продолжать оптимизировать экономические механизмы и налоговые режимы, формировать договоренности о способах взаимодействия между государством и креативными индустриями, формулировать эффективные правила работы фондов грантовой поддержки.

Фундаментом для развития креативного сектора экономики выступает творческая инициатива. Наиболее действенным инструментом ее поддержки зарекомендовала себя конкурсная грантовая система. В 2022 году на нее ориентируется большинство механизмов государственного субсидирования. Партнерство в креативном секторе между предпринимателями и государством на федеральном уровне обеспечено деятельностью Президентского фонда культурных инициатив, на региональном уровне — грантами правительств субъектов России. 

В последние годы культурные и креативные проекты перестали считаться «придатками» индустриальной и добывающей промышленности и стали равноправными участниками экономики. Какой следующий шаг?

Сегодня на наших глазах происходит закрепление ведущей роли креативных индустрий в формировании новых сфер потребления и образа жизни в целом. Жизнеспособность и успешное развитие отрасли зависит от спроса на продукт. Сейчас производителям требуется поддержка в создании локальных территориальных брендов, брендировании и продвижении товаров.

Также необходима модернизация образовательного процесса в сфере менеджмента творческих предприятий, экономики культуры и специализированного образования в области дизайна, рекламы, моды, кино в обязательной связи с практикой творческих индустрий.

Перспективы и задачи креативных индустрий мы обсуждали на итоговой пленарной сессии Форума креативного бизнеса. Спикерами на ней выступили гендиректор АО «Национальная медиа группа» Светлана Баланова, гендиректор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, худрук Михайловского театра Владимир Кехман, директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан, начальник Управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков, гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. 

Участники дискуссии пришли к единому мнению: чтобы показать себя в качестве эффективного инструмента развития национальной экономики, креативные индустрии должны опираться на человеческий капитал, на возвращение к базовым идеалам, ценностям и традициям.

Что, на ваш взгляд, должно привлекать инвесторов в креативные бизнесы?

Конечно, финансовая выгода. Правильное использование потенциала креативных индустрий позволяет производимому продукту получить уникальные, отличительные характеристики и дополнительную ценность. В инвестициях заинтересован и большой бизнес. Промышленным корпорациям важно поддерживать креативные индустрии в своих регионах, потому что они, повторюсь, создают благоприятную среду в городах, где работают крупные предприятия. Так не только повышается качество жизни, но и появляется возможность для саморазвития и реализации творческого ресурса.

Беседовала Мария Маханова