Кино, кулинария, мода и журналистика: как руководители северных регионов России планируют развивать креативные индустрии
В Москве прошла Российская креативная неделя — 2022. Развитие креативных индустрий в российских регионах обозначено правительством как одна из стратегических задач на ближайшие годы. На что делают ставку, какие направления креативной экономики собираются развивать, кому и как помогать в северных регионах — об этом «Снобу» рассказали руководители Мурманской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутия)
Айсен Николаев, глава Республики Саха
Мы исходим из того, что специалисты, работающие в креативных областях (маркетинге, брендинге, аналитике, IT, дизайне и др.), создают добавленную стоимость, повышают конкуренцию, влияют на масштабирование компаний и выход на новые рынки.
Креативная экономика — драйвер развития Якутии. В 2022 году у нас запустят первый на Дальнем Востоке креативный кластер «Квартал труда». Благодаря этому в регионе появятся более тысячи новых рабочих мест и 150 резидентов в киноиндустрии, анимации, дизайне, компьютерной графике. Всего в Якутии в креативных индустриях занято 42 тысячи человек и 6 тысяч организаций.
Наш флагманский, уникальный проект — киносеть Extra Cinema. Extra Cinema — комплексная экосистема, базирующаяся целиком на отечественных технологиях: от стримингового сервиса до оборудования кинозалов. 8 июля в рамках Российской креативной недели мы представили отечественный кинопроектор и платформу для расширения киносети, в первую очередь в регионах с низкой плотностью населения.
Мы продвигаем новые подходы к развитию медиа. Создали медиаакселератор «Б8» — программу ускоренного развития стартапов, включающую в себя менторскую, инфраструктурную, образовательную и финансовую поддержку. Менторы медиаакселератора — сотрудники «Коммерсанта», Forbes, «Интерфакса», ТАСС, «ВКонтакте», АНО «Диалог» и других лидеров рынка — всего 43 эксперта. C февраля 2022 года реализовано восемь модулей, обучен 41 медиаменеджер из пяти государственных СМИ.
В Якутске мы собираемся построить Арктический центр эпоса и искусств. Здесь будут представлены Театр Олонхо, Саха-театр, государственная филармония. Проект создан лучшими архитекторами страны, и мы рассчитываем завершить его возведение в 2023 году. Такие крупные центры могли бы стать точками притяжения людей Севера к России и ее культуре.
Если говорить о креативной цифровой сфере, то на долю Якутии приходится 90% всего объема экспорта IT-услуг дальневосточного региона. Здесь создана единая инновационная экосистема, в которую входят местные высокотехнологичные компании, органы госвласти и институты развития — технопарк, ИТ-парк, Корпорация развития Якутии, венчурная компания «Якутия», Фонд развития инноваций, акселератор «Б8».
Андрей Чибис, губернатор Мурманской области
В Мурманской области благодаря креативному подходу нам удалось создать новую идеологию жизни на Севере. Мы придумали лозунг «На Севере жить», который приняли жители. Мы создали идеологию и через этот лозунг, через эмоциональный посыл внедрили ее. Сегодня жители нашего региона с гордостью носят футболки, толстовки «На Севере жить» и по-настоящему гордятся тем, что они с Севера. Нам было очень важно изменить сознание жителей, убрать негатив, дать людям понимание, что «жить на Севере» — это нормально. Эту креативную идею мы трансформировали в арктический нацпроект, который получил инвестирование. Он — главный предмет нашей гордости.
Сегодня в России, наверное, нет никого, кто не слышал бы о Териберке. Благодаря фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева, который рассказывает о тяжелой судьбе человека на Севере, место стало известным. Буквально на наших глазах этот заброшенный поселок всего с двумя сотнями жителей превратился в очень привлекательную для туристов локацию. Регион поддержал 20 проектов, которые меняют среду и качество жизни, инвестировав миллиард рублей. Туда прокладывается дорога, налаживается электроснабжение — и все это случилось благодаря кино. Сегодня в Териберку ежегодно приезжают 50 тысяч туристов.
Получив этот опыт, мы решили развивать индустрию кино. Запустили программу рибейтов (налоговых возвратов) и стали привлекать представителей киноиндустрии для съемок фильмов. И это работает: даже в пандемийный 2021 год на территории Мурманской области было снято 20 фильмов. На каждый рубль, который мы возвращаем кинопродюсерам, мы получаем пять рублей, которые вкладываем в экономику области. Но самое главное: Мурманская область постоянно на экранах — в кино, в сериалах. Зритель видит нашу природу, наших людей, нашу жизнь. И это притягивает сюда туристов и дает топливо для нашей экономики.
Мы создали систему грантов для поддержки инициатив в любых сферах специально для молодежи. Молодые люди, предлагающие свои проекты, могут получить поддержку в Мурманской области, у себя на родине — так возникает какая-то активная жизнь, появляется возможность для самореализации. Все больше и больше ребят говорят: «Зачем нам ехать в Питер или Москву, когда здесь движ и прямая возможность получить поддержку, сделать свой проект и гордиться им».
Александр Усс, губернатор Красноярского края
Красноярский край всегда гордился своими высокотехнологичными предприятиями: космической отраслью, атомной промышленностью, нефтедобывающими производствами, оборонкой. Но сегодня мы уделяем большое внимание и сфере креативной индустрии: музыке, театру, IT-технологиям, местным ремеслам. Фирменным брендом края становится гастрономия: в Красноярске открылось представительство французской ресторанной школы высокой кухни Поля Бокюза, и теперь город может претендовать на роль важного гастрономического центра России.
Еще мы решили делать ставку на моду. Появилось понятие «Енисейская Сибирь», объединившее Красноярский край, Хакасию, Тыву. У нас есть хорошие возможности для того, чтобы наполнить современные дизайнерские решения уникальной региональной идентичностью. И я вас уверяю, мода у нас будет развиваться.