Елена Маринина
Елена Маринина Фото: пресс-служба

Форум креативного бизнеса уже прошел в рамках ПМЭФ. Елена, по какому принципу отбирали его участников?

Наша традиционная задача состояла в том, чтобы объединить на площадке форума творческих визионеров, представителей бизнеса и государственного управления. С каждым годом мы стремимся повысить уровень экспертности и обеспечить подход, ориентированный на практический результат. Мы приглашаем наиболее значимых игроков рынка, креативных предпринимателей, доказавших эффективность и успех своими проектами, лучших профессионалов креативных индустрий. Лично моя главная цель состояла в том, чтобы сделать дискуссии форума емкими и предметными. Поэтому в мероприятиях форума участвовали представители топовых компаний наиболее значимых направлений креативных индустрий: медиа, IT, современного искусства, культуры и образования.

Чем Форум креативных индустрий на ПМЭФ в этом году отличался от тех, что проводились раньше? Что сегодня в фокусе внимания сообщества, о чем собрались говорить представители отрасли и эксперты?

Уникальность VIII Форума креативного бизнеса заключалась в том, что впервые широкий диапазон актуальных тем этой сферы нам удалось рассмотреть в сотрудничестве со странами БРИКС. Участники дискуссий, наши эксперты провели глубокий анализ того, насколько успешно развивается отрасль, мы поделились друг с другом видением главных трендов, смоделировали прогноз развития креативной сферы в масштабах стран — участниц БРИКС. Для меня очевидно, что сегодня в фокусе внимания сообщества преобладают поиск идентичности, уникальности создаваемого продукта с опорой на самобытность. Это касается каждой из стран альянса.

Самые востребованные темы дискуссий — это инвестирование в культурный капитал, экспорт анимационного контента, продвижение национальных брендов в индустрии моды, а также нейросети и творческий контент, новые медиа, сохранение культурного наследия, изменение социокультурного пространства, развитие отечественных стриминговых платформ, образование в креативных индустриях, формирование музыкальных трендов, инвестиции в креативные индустрии, культурный обмен и российская арт-индустрия в странах БРИКС.

С какими проблемами креативные индустрии сталкиваются сегодня? 

В основном проблемы сводятся к недостатку финансирования на этапе запуска проектов, в меньшей мере — к отсутствию или недостатку поддержки со стороны государства. Многие сталкиваются с проблемами при поиске частных инвесторов или жалуются на конкуренцию с крупными компаниями. В регионах зачастую недостаточно развита инфраструктура, есть пробелы в законодательстве в сфере авторского права и интеллектуальной собственности.

Помогает ли государство решать эти проблемы? Как? 

Сейчас деятельность креативных индустрий регулируют около 20 законов и более чем 10 органов исполнительной власти. Госдума приняла в первом чтении законопроект о развитии креативных индустрий в России, чтобы не только регулировать, но и создать новые условия для развития отрасли. По сути, принятие закона будет означать запуск работы по этому направлению на федеральном уровне.

Фото: пресс-служба

Креативным индустриям важно объединяться? Как и зачем они взаимодействуют между собой?

Конечно, креативному классу важно кооперироваться — вместе лучше получается творить и взаимно обогащаться идеями. Наша задача — помочь людям объединиться. На Форуме креативного бизнеса как раз и происходит взаимообмен профессиональной информацией у представителей редко пересекающихся между собой направлений творческих индустрий. IT и туризм встречаются с анимацией и кино, реклама — с промышленным дизайном и художественными промыслами.

Что необходимо сегодня для успеха креативному проекту? Поменялось ли что-нибудь за год в подходах к ведению такого бизнеса? 

Мы с вами видим, как популярность иностранных брендов уступает место растущему спросу на российскую продукцию. Она успешно демонстрирует функциональность, удобство и эстетически привлекательный дизайн. Резко вырос спрос на специалистов в креативной сфере. Я считаю, что успех любого творческого проекта зависит от образования человека в той же мере, что и от таланта. Подготовка кадров сейчас — наиболее востребованное направление, от которого напрямую зависит реализация потенциала творческого предпринимательства.

Какая страна сегодня занимает лидирующие позиции в этом секторе экономики? Как вы оцениваете положение России? 

Наиболее успешные творческие личности, бренды и компании в основном располагаются в крупных экономиках и странах с высокими доходами населения. Россия в этом списке — во втором десятке. Успех передовых стран в сфере развития креативного сектора заключался в своевременном объединении отдельных секторов в единый объект государственного регулирования, чтобы максимально упростить механизмы координации. Россия успешно двигается по этому пути.

Чему нам стоит поучиться у более опытных иностранных коллег? 

В России, как и в других странах, нацеленных на развитие креативных индустрий, определены нормативная и правовая базы, статистика, приняты соответствующие стратегии и программы, в рамках которых поддерживаются проекты или творческие предприниматели. Развивается обучение и консультационная поддержка предпринимателей, кластерное взаимодействие, проводятся регулярные конкурсы, фестивали, креативные недели.

Какие позитивные изменения произошли в сфере креативных индустрий благодаря прошлому Форуму в рамках ПМЭФ и к каким результатам стремитесь после Восточного экономического форума в 2024-м? 

В общей сложности в мероприятиях фонда Инносоциум на ПМЭФ-2024 приняли участие более 200 спикеров и свыше 2000 участников. Трансляции сессий собрали больше 1,3 миллиона просмотров в соцсетях.

Хочется особенно отметить, что главный стержень, который делает работу в креативной индустрии привлекательной, — это творческий труд и самореализация. В индустрии сейчас запрос на наиболее трендовых, молодежных и современных. Поэтому мы должны реагировать на этот вызов созданием национальной системы профильного образования, искать ответ на вопрос, каким образом она должна быть выстроена с учетом новых задач экономики, усиления инновационного потенциала, перехода к расширению экспорта творческого продукта, обеспечения условий для достойного творческого труда и поддержки талантов.

Беседовал Алексей Черников