Игорь Бутман: Сыграем много разной музыки — от Паганини и Рахманинова до Валерия Сюткина и Ларисы Долиной
Вы помните, как заинтересовались джазом, что влюбило вас в эту музыку?
Я слышал о джазе с детства. Интерес к нему мне прививали родители, особенно отец. Моя любовь к джазу — это скорее неизбежность, чем выбор. А вот вкусы, конечно, сформировались уже в осознанном возрасте.
В свое время на меня сильно повлияла исполнительская манера саксофониста Геннадия Гольштейна, который позже стал моим преподавателем. Мой отец часто слушал Бенни Гудмена, Луи Армстронга, — всю классику американского джаза. Эти музыканты формировали мой вкус в первую очередь.
В СССР у джаза была не лучшая репутация. Когда и почему ситуация изменилась?
Я начал заниматься джазом к 1975 году. В это время открывались музыкальные училища, в которых были эстрадно-джазовые отделения, куда я и поступил. Можно сказать, что в этот момент и произошел перелом — джаз в Союзе снова стал «разрешенным». Чиновники осознали, что эстетика джаза менее радикальна, чем эстетика рок-н-ролла и рока, и решили из двух зол выбрать меньшее, уступить народу хотя бы в этом. Рок, конечно, вызывал сильное беспокойство у партийного руководства. Чтобы сдержать его распространение в СССР, было решено дать зеленый свет джазу, который казался менее агрессивным на его фоне. Мне очень повезло: это совпало с тем временем, когда я начал профессионально заниматься музыкой, поэтому у меня была возможность по-настоящему учиться играть джаз.
Кого можно назвать главными фигурами для истории развития джаза в России?
Во-первых, это, конечно, Леонид Утесов — он придумал, как джаз можно сделать «советским», как сделать его эстетику идеологически и классово близкой молодой стране советов. Во-вторых, на становление и развитие этой музыки у нас сильно повлиял Олег Лундстрем. В-третьих, Исаак Дунаевский. Он написал музыку к десяткам фильмов, дважды получал Сталинскую премию, а в историю попал за то, что придумал, как сочетать эстрадную советскую песню с западной попсой и джазом.
Неоспоримы заслуги Георгия Гараняна, Иосифа Вайнштейна, создавшего собственный оркестр в Ленинграде, Александра Цфасмана… У нас было много талантливых музыкантов, которые, несмотря ни на что, популяризировали джаз и оставили множество учеников. Чтобы понять генеалогию российского джаза, пожалуй, стоит послушать композиции этих людей.
Велика ли была разница между американским и советским джазом? Чем они отличались?
Уровень советских музыкантов мало чем отличался от уровня американских. У нас хватало исполнителей и композиторов, но, конечно, было намного меньше, чем за океаном. Джаз очень хорошо развивался в Союзе до Великой Отечественной, а почти сразу после нее началась холодная война, и все американское у нас запретили. Фильмы, в которых Америка была показана процветающей, их танцы, их веселая музыка, отражающая легкость их жизни, — все это было заклеймено «буржуазным» искусством, вредным и неправдивым. До этого в СССР к джазу относились как к искусству чернокожих рабов, то есть эта музыка угнетенных вполне соответствовала социалистическому курсу, никого не напрягала в политическом смысле. С началом холодной войны наш джаз почти перестал развиваться, талантливые музыканты не шли в эту сферу, все понимали ее бесперспективность. Никто не хотел неприятностей. В стране проходили джазовые концерты и фестивали, но все это было на любительском уровне. Профессионально этой музыкой до 1975 года не занимался почти никто. Коммунизм строился не под джаз.
Сейчас у нас очень много хороших музыкантов. У всех есть перспективы, свобода творчества, свобода перемещений — любой может принимать участие в международных проектах. Собственно, сегодняшняя джазовая сцена отличается от советской тем же, чем отличаются все остальные сферы искусства, жизни. Тут нет какой-то специфики.
Если говорить кратко, у музыкантов просто стало больше свобод и возможностей. У нас появились хорошие академии джаза, новые фестивали — их в стране около шестидесяти, они проходят от Калининграда до Владивостока, почти в каждом городе есть свой джаз-клуб. А интернет дает возможность современному артисту репетировать программу с группой в формате онлайн. Это позволяет людям из разных стран экономить ресурсы, им не приходится встречаться вживую, чтобы сыграть партию.
Как правильно слушать джаз, как им проникнуться? Есть мнение, что джаз — это музыка, которую нужно слушать исключительно вживую.
Конечно, концертное исполнение дарит другие эмоции. На концертах музыканты реагируют на отклик публики и добавляют какие-то акценты в свое исполнение. Но есть и обратная сторона: в концертном зале твое внимание может рассеиваться на внешний вид музыканта, на что-то еще, а когда ты слушаешь запись, ты сконцентрирован на самой музыке. Лично я считаю, что концертное исполнение лучше и интереснее записи, но есть такие шедевры, которые совершенно ничего не теряют, если их слушать на какой-то аппаратуре дома.
Кто ваши любимые джазовые артисты? К каким записям чаще всего возвращаетесь?
Я очень люблю виниловые пластинки, часто их покупаю. Вчера слушал квартет Джерри Маллигана и Чета Бейкера. Чаще всего слушаю то, что слушал с юности, когда только начинал заниматься джазом профессионально, но мне всегда интересно наткнуться на что-то новое, полюбить что-то еще.
В 1980-х вы переехали в США. Что вас удивило в американской джазовой сцене?
Меня поразили многие вещи. Первое — это одинаковая реакция американцев на игру плохих и хороших музыкантов. Там хвалят всех артистов, кто бы как ни играл. Помню, я выступал на джем-сейшне, и там после меня выступала одна девушка. Она играла очень плохо, но к ней подошел ведущий и сказал, что она сыграла замечательно. А до этого он точно в таких же выражениях говорил это мне. Конечно, стало обидно (смеется). Поразило еще и то, что многие артисты в Америке совершенно не знают музыкальной грамоты. Они создают музыку, работают на сцене, но далеко не все понимают даже расположение нот в аккордах. А еще в США была удивительная система обучения для музыкантов: в наших колледжах или консерваториях всех зачисляют на первый курс вне зависимости от знаний и таланта, а у них это определяется на вступительных экзаменах. Музыкант может сразу же поступить в третий или пятый класс, если он обладает должными навыками. Там платное образование, и прийти учиться можно в любом возрасте, даже если ты в годах.
Почему в итоге решили вернуться в Россию?
Потому что изменился политический климат — стало возможным гастролировать, участвовать в международных проектах, свободно играть концерты с любым репертуаром. Появилось много фестивалей и новых интересных людей, любящих и понимающих джаз. А еще мне очень хотелось, чтобы музыка, которую я люблю, звучала на моей Родине. Я русский, у моей страны есть огромная история, успехи в культуре и в науке, которыми можно гордиться. Поэтому возможность вернуться сюда и создать что-то свое на высоком уровне тоже была для меня дополнительной мотивацией, даже вызовом. Мне хотелось стать кем-то у себя на Родине.