ЦУР подробно обсуждал с фиксером Мартином (кто-то вроде проводника и переговорщика) основные вопросы, связанные с жильем, водителем, переводчиком, контактами с властями и подготовкой командировки в ЦАР. Переписка с ним началась 10 июля, в последний раз он вышел на связь утром 28 июля.

Мартин перестал отвечать на звонки и сообщения после гибели журналистов. В ЦУР его и водителя, которого он нанял для съемочной группы считают важнейшими свидетелями в деле об убийстве россиян.

Что в переписке:

С Мартином переписывался продюсер ЦУР. Его имя не называется. Подлинность переписки подтвердили три источника в ЦУР.

9 июля продюсер попросил рассказать, какие трудности могут ждать журналистов в ЦАР. Мартин в ответ попросил писать ему в WhatsApp и выразил готовность помогать.

Именно фиксер посоветовал 23 июля журналистам представляться туристами из России, но отметил, что российские пресс-карты могут помочь. Также он пообещал познакомить журналистов с чиновниками, которые могут дать им нужную информацию, и попросил их предупредить о приезде в ЦАР минимум за четыре дня.

26 июля продюсер ЦУР сообщил фиксеру, что группа прилетит в Банги утром 29 июля. Тот ответил, что будет в Бамбари и пришлет им водителя по имени Бьенвеню, который их встретит в аэропорту.

Мартин уверял, что у него есть разрешение от местных властей на посещение золотых, алмазных и урановых шахт в Бамбари. Он заявил, что готов дождаться россиян и свозить их туда.

Журналисты прилетели в ЦАР на день раньше, в ночь на 28 июля, из-за того, что авиакомпания перенесла их рейс. В последний раз Мартин вышел на связь с ЦУР утром. Он сообщил, что отправил машину с водителем в отель, где остановилась съемочная группа.

Как сообщалось ранее, по плану журналисты должны были поехать из Банги в Бамбари, чтобы встретиться с Мартином. Но после города Сибю они направились в другую сторону — на север. Причины изменения маршрута неизвестны.

По дороге в Бамбари Радченко, Джемаль и Расторгуев попали в засаду и были убиты. Водитель Бьенвеню остался жив и, по сообщениям чиновников из ЦАР, содержится в тюрьме как важный свидетель сейчас в целях его же безопасности .

Что известно о фиксере Мартине:

Фиксера посоветовал ЦУР журналист «Федерального агентства новостей» (ФАН) Кирилл Романовский, с которым были знакомы Радченко и Расторгуев. Агентство связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным. Его считают владельцем «фабрики троллей» и спонсором Частной военной компании «Вагнера», о присутствии которой в ЦАР журналисты собирались снять фильм.

Романовский назвал Мартина сотрудником миссии Организации объединенных наций (ООН) в ЦАР. В ООН после смерти журналистов рассказали, что у них нет такого консультанта.

Сотрудники ЦУР никогда не говорили с Мартином по телефону, они не знают ни его фамилию, ни как он выглядит. Его телефон отключен. Продюсер ЦУР при подготовке поездки задавал Мартину обычные в такой ситуации вопросы, на которые получал развернутые ответы и предполагал, что рабочий процесс налажен. При этом редакция не стала заниматься верификацией личности предполагаемого фиксера и проверять, действительно ли он работает в ООН.

Во вторник ФАН опубликовало фотографии переписки журналистов с сотрудниками ЦУР, в которой они обсуждают подготовку и ход поездки.