«Коммерсантъ»: экипаж АС-31 мог эвакуироваться, если бы не следовал «руководству по борьбе за живучесть»
Глубоководный аппарат выполнял боевые задачи в полигоне Северного флота, расположенном в районе выхода из Кольского залива в Баренцево море. Авария на АС-31 произошла в девять вечера 1 июля, в аккумуляторном отсеке появился дым. Произошедшая авария в начальной ее стадии не представляла большой опасности для экипажа, рассказали источники газеты. Все находившиеся на борту АС-31 люди могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. У каждого члена экипажа было портативное дыхательное устройство, позволяющее продержаться не менее 20 минут без кислорода даже при сильном задымлении.
Однако действующее в военно-морском флоте «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок» предписывает каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте. Оставление горящего отсека без приказа влечет за собой уголовную ответственность.
Командир приказал эвакуироваться всем, кто не будет задействован в борьбе за живучесть. По данным «Коммерсанта», борт покинуло шесть человек, а на станции осталось десять офицеров. Их действия точно воссоздать невозможно, потому что все они погибли.
Осмотр станции после аварии показал, что в борьбе за живучесть экипаж израсходовал все средства пожаротушения. Кроме того, через 40 минут работы на аварийной станции офицеры использовали все изолирующие дыхательные средства. Когда их запасы закончились, моряки включились в шланговые дыхательные аппараты, подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления. Некоторые члены экипажа начали терять сознание, командир запросил у командира лодки-носителя разрешения эвакуироваться на носитель.
Чтобы помочь пострадавшим подняться из АС-31 в носитель, у шлюзового устройства их встречали четверо моряков из второго экипажа. Что произошло вскоре после того, как люк между двумя кораблями в очередной раз загерметизировали, неизвестно, поскольку спастись никому не удалось. Скорее всего, в момент подготовки экипажа к эвакуации произошел взрыв. Эксперты установили, что взорваться могла аккумуляторная батарея.
Что еще известно:
Ранее Минобороны опубликовало полный список погибших. Моряки приписаны к воинской части номер 45707 в Петергофе, среди них — исследователи Арктики и испытатели глубоководных аппаратов. Все погибшие, как сообщают СМИ, были офицерами. Четверо гидронавтов посмертно награждены звездой Героя России, десять человек — орденами Мужества. Подводники похоронены на Серафимовском кладбище в Петербурге.