Почему на самом деле цены на такси в России выросли на 50–70 процентов
К концу 2020 года стоимость поездок на такси в России у крупнейших онлайн-агрегаторов выросла на 50–70 процентов с конца весны — начала лета, сообщили «Коммерсанту» аналитики Bank of America (BofA). Опрошенные газетой эксперты обосновали рост цен «восстановлением» рынка, а его участники — сезонными факторами и возвращением пробок. «Сноб» рассказывает, почему причины на самом деле другие, что может повлиять на цены в будущем и сказался ли резкий рост стоимости поездок на зарплатах водителей
В отчете BofA говорится, что к декабрю с мая-июня цены на поездки в такси выросли в среднем на 56 процентов у «Яндекс.Такси» и на 68 процентов у «Ситимобила». Аналитики изучили показатели Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Уфы, Воронежа и Ярославля, но не озвучили реальные цифры по стоимости поездок на такси в этих городах.
По данным московского департамента транспорта, на которые ссылается «Ъ», в первом квартале 2020-го поездка на такси в столице в среднем стоила 417 рублей, во втором — 430 рублей, а в третьем — 457 рублей. Информацию о четвертом квартале мэрия пока не представила, но в канун Нового года сообщила о не комфортном для пассажиров росте стоимости поездок: 31 декабря городской департамент транспорта обратился к агрегаторам с просьбой устанавливать «адекватные» цены и не увеличивать их.
В пресс-службе «Ситимобила» «Снобу» рассказали, что стоимость поездок формируют алгоритмы динамического ценообразования. Они учитывают множество факторов, включая спрос, загруженность дорог, прогнозируемую продолжительность поездки, количество машин на линии и погоду. «Во время действия режима самоизоляции и других ограничений из-за COVID-19 спрос снижался, в связи с чем цены были ниже. К концу года мы наблюдали характерный для декабря высокий спрос на такси с приходом холодов и праздников, что мы фиксировали и в прошлом декабре. В целом средний чек подвержен сезонности, поэтому меняется в течение года», — пояснили «Снобу» в «Ситимобиле». В пресс-службе агрегатора добавили, что сравнивать цены мая и декабря 2020 года — некорректно, поскольку в холодное время года спрос, а соответственно и стоимость поездок, выше, а рынок в целом начал восстанавливаться после коронавирусных ограничений только к концу года.
С чем на самом деле связан рост цен на такси и включена ли безопасность в стоимость поездки
Себестоимость перевозок на такси складывается из зарплаты водителя, стоимости и амортизации машины, а также цены на горючее, пояснила «Снобу» Елена Гращенкова — правозащитница в сфере легкового такси. «Пять-семь лет назад цены на такси были нормальными и соответствовали стандартам безопасной поездки, потому что тогда за безопасностью следили таксопарки. Потом пришли агрегаторы. Они установили низкие цены на такси, чтобы привлечь как можно больше клиентов. В результате за последние пять-семь лет мы привыкли, что цена на такси должна быть 200–300 рублей. На самом деле все эти годы мы ездили в долг, потому что агрегаторы доплачивали водителям, чтобы они переходили из таксопарков на работу в условное “яндекс-такси”. Теперь, когда все водители перешли в агрегаторы, а таксопарки уничтожены, обычным людям приходится расплачиваться за свои долги: бизнесу необходимо возвращать свои инвестиции», — рассказала «Снобу» Гращенкова.
Правозащитница считает, что агрегаторы «прикрывают» настоящую причину повышения цен другими факторами — сезонностью, погодой, повышенным трафиком и пробками — и будут продолжать это делать, потому что «нужно же как-то потребителям объяснять» рост стоимости поездок. При этом Гращенкова уверена, что высокие цены на такси в России не соответствуют качеству предоставляемых услуг.
«Революцию среди агрегаторов такси совершил “Яндекс”. Изначально это был просто поисковик с огромным интернет-трафиком. Благодаря широкой аудитории ему удалось рассказать большому количеству людей, что теперь “Яндекс” — это еще и компания, предоставляющая услуги такси. При этом она ввела массового потребителя в заблуждение, потому что это не то же самое такси, которым пользовались раньше. Если мы посмотрим на документы компании, мы узнаем, что на самом деле — это не такси, а бесплатный информационный сервис», — пояснила «Снобу» Гращенкова.
Правозащитница уверена, что с появлением приложений по заказу такси «мы получили дешевые, но опасные поездки». «Сейчас мы приходим к самой неприятной стадии, когда такси будет и дорого, и опасно, потому что безопасность уже уничтожили», — заключила в разговоре со «Снобом» Гращенкова.
Что может повлиять на цены в будущем
Повлиять на изменение стоимости поездок на такси могут, с одной стороны, власти российских городов, заявил «Снобу» Станислав Швагерус — глава центра компетенций Международного евразийского форума такси. «В Москве, например, планировали ввести цифровой профиль водителя, что в перспективе существенно ограничит возможность привлечения исполнителей заказа для агрегатора. С другой стороны, на рыночную ситуацию влияют сами агрегаторы. Вспомним недавний кейс, когда водитель “Ситимобила” просматривал порно при пассажирке. После этого компания объявила масштабную программу мероприятий, результатом которых станет более строгий отбор водителей. Вполне возможно, что к этой практике присоединятся и другие агрегаторы — это тоже сыграет свою роль при определении стоимости такси», — спрогнозировал в разговоре со «Снобом» Швагерус.
По словам эксперта, при существующей бизнес-модели тренд на дальнейшее увеличение стоимости поездок в такси маловероятен. «Агрегаторам важен постоянный рост числа заказов, а добиться этого в существующих условиях можно только снижением цены», — считает Швагерус.
В каких условиях работают водители и сказался ли на их зарплатах рост цен на такси
Рост цен на поездки существенно не повлиял на зарплаты водителей, рассказал «Снобу» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он предполагает, что таксисты в декабре 2020 года стали получать максимум на 20 процентов больше, чем в прошлых месяцах. «Если раньше водитель получал за 12 часов работы валовую выручку в пять-шесть тысяч рублей, то теперь — 6–6,5 тысячи, из которых нужно вычесть деньги на машину, бензин, еду. Так что прибыль от повышения цен на такси ушла агрегаторам, но не водителям», — заявил «Снобу» Шкуматов.
Активист сам периодически работает водителем такси и рассказал об условиях труда, которые он называет «абсолютно чудовищными» и «рабскими». «Эта работа связана с повышенной опасностью, с риском для тебя и для пассажира. При этом за риск этот никто не платит. Это абсолютно неблагодарная работа с отрицательной доходностью: если водитель попадает в какую-то неприятную ситуацию, то за него никто не заступается. Например, прошлом году многие водители заболели коронавирусом. Когда они находились на карантине, им никто не платил больничных, вообще ничего, как будто так и должно быть. Водители вкалывают, а потом, если что-то идет не так, компания бросает их на произвол судьбы. Нет никаких правил игры. Агрегаторы платят ровно столько, чтобы водителю было на что поесть. Я, к сожалению, не знаю, что здесь должно измениться в лучшую сторону для водителей. То, что происходит сейчас — полная жесть», — поделился со «Снобом» координатор «Синих ведерок».
Подготовили Мария Володина, Асхад Бзегежев и Кристина Боровикова