В последние годы численность российских виноделен растет, эксперты формируют «Винный атлас России» и учреждают премии, а количество желающих учиться на виноделов в вузах увеличивается. Говорит ли это об изменении культуры потребления алкоголя в стране? Стали ли покупатели менее предвзятыми по отношению к отечественному напитку? И почему все чаще россияне покупают безалкогольное вино? Эти вопросы на вечере «Сноба» обсудили главный редактор журнала Никита Павлюк-Павлюченко и главный винный эксперт России Анатолий Корнеев.

Как пьют в России

Культура потребления алкогольных напитков зависит от традиции страны и социально-экономических факторов, объяснил Корнеев. Например, жители Германии любят пить по выходным именно пиво, а вино у них не пользуется популярностью. В среднем немец выпивает в год около  90 литров пива и 30 литров вина. Россия не является пивной страной, но его потребление в разы больше, чем вина — 55 и 5,5 соответственно.

«Германский тип —  когда ты всю неделю сушишься, а потом пятница, суббота, воскресенье наступают, и ты полностью живешь. И это самопожертвование. И оно часто в северных коллективах распространено и укоренено. А южный тип потребления спиртного напитка — это когда-то чуть-чуть, каждый день с едой в компании, и это другая эстетика. И вот в этом смысле, если убрать статистические показатели, где мы пока еще кривоваты, мы с вами поймем, что есть еще социально-экономический аспект. И это как раз то, к чему я и веду. Вино является в основных развитых культурах, если мы говорим именно о культуре потребления спиртного напитка, двигателем, потому что это полифункциональный продукт — у него нет задачи изъять из вас деньги для того, чтобы вы получили определенное состояние алкогольного опьянения и получили эмоциональный всплеск», — рассказал Корнеев.

Фото: Мария Радаева

По словам винного эксперта, Россия потребляет 1,2 млрд литров вина в год, что делает ее значимым потребителем на мировом рынке, где общее производство составляет 28 млрд литров. При этом потребление вина в стране значительно варьируется между регионами — этот факт отражает различные культурные и экономические условия.

Будущее российского вина

Последние годы Россия активно развивает производство вина и увеличивает интерес к локальному винному туризму. Изменения в законах и рост доверия потребителей создают положительные тенденции в данной области. Корнеев предположил, что для достижения признания и значимого развития, необходимо преодолеть культурные барьеры и противодействие рынка. Также нужно увеличить количество производителей, способных конкурировать с ведущими винодельческими странами.

Российское виноделие сталкивается с разрывом между производством и потребительскими предпочтениями, сказал Корнеев. Несмотря на рост количества качественных вин в стране, производители зачастую ориентированы на мировой рынок и известные бренды, что не всегда соответствует запросам местных потребителей. В результате в стране дисбаланс в производстве красных и белых вин, который не учитывает предпочтения путешествующих людей, отдыхающих в южных федеральных округах.

Фото: Мария Радаева

Сейчас сравнивать российские винодельни с Бордо и Бургундии пока преждевременно, заявил Корнеев. Для признания и уважения на мировой арене они должны пройти путь длиной около 50 лет. «Чтобы сравнивать сейчас российское виноделие, — я это очень часто слышу, к сожалению, меня это немножко напрягает, я об этом говорю вслух, — чтобы его сравнивать, например, с аналогами Бордо и Бургундии, в общем-то, нужно иметь определенное либо мужество, либо невежество. Я понимаю, когда говорят люди, в точки зрения политических задач, институты и так далее, представители различных ведомств, — я их понимаю. Но когда говорят потребители о том, что это сопоставимые вещи, — пока еще нет, увы», — поделился мыслями эксперт.

Фото: Мария Радаева

Тренд на безалкогольные вина

Безалкогольные вина — мировой тренд. Популярность такой вариации напитка обусловлена растущей популярностью здорового образа жизни — с правильным питанием, без никотина и алкоголя. Число потребителей растет и за счет представителей поколения Z, у которых приблизительно те же гастрономические привычки. Однако у безалкогольного вина есть один недостаток. «Как человек, торгующий этим продуктом, я скажу: будьте осторожнее — там много сахара. Если мы не хотим оказаться в ситуации диабета, то лучше об этом помнить», — подытожил Корнеев.

Интервью с Анатолием Корнеевым читайте в 107-м номере «Сноба». Он появился в продаже на Ozon и Wildberries.