Когда я спрашиваю на приеме — важна ли финансовая грамотность ребенка, то все родители отвечают утвердительно. Никто не сомневается, что грамотное обращение с деньгами это успех, безопасность, умение принимать ответственные решения, здоровье и еще много всего. Но когда доходит до практических шагов, то всегда есть затруднения — как начать учить ребенка считать деньги, рационально тратить, объяснить, что такое банк или кредитная карточка, помочь заработать свои первые деньги.
Сегодня я собрала несколько книг, которые направят родителей на этом пути.
«Первый бизнес поросенка Феди» Наталья Перевезенцева.
Очень знакомая всем история в детстве — тебя отправили в магазин за покупками, а ты потратил деньги нечаянно совсем на другое. Поросенок Федя так и поступил, когда ушел на фермерский рынок, но купил не мед, как просила мама, а пиццу, конфеты, чипсы — просто потому, что очень хотелось. Федя был очень удивлен, что денег на мед на хватило — ведь когда ему давали сдачу, то в кошельке денег становилось только больше.
Федя решает придумать, как можно заработать на рынке, чтобы не идти домой с пустыми руками и не расстраивать маму.
Забавная история поиска подходящего бизнеса содержит много полезных объяснений: какой товар понравится покупателю, почему мы платим за услуги, как найти цену на товар / услугу и даже, что такое бизнес-партнер и бизнес-план.
Шишки из леса у Феди не покупают, а у коровы рядом за молоком очередь — почему? Спойлер — Федя с коровой становится бизнес-партнерами, поскольку идея поросенка соединить молоко и шоколад очень нравится всем покупателями.
Совет психолога — почитайте книгу и в следующий раз в магазине или на рынке поисследуйте с ребенком, что вы покупаете чаще всего, а что реже. Поиграйте — какие продукты/товары/услуги можно придумать, для кого и по какой цене. Не ограничивайте фантазию — пусть это будет сказочная или смешная игра. Поговорите о том, как можно распределять свои карманные деньги. Дети чаще всего только пассивные потребители в магазине или потребители денег, которые получают от вас — чем раньше вы начнете менять это, тем лучше.
«Твой первый бизнес или Как запустить предпринимательский проект ещё в школе» Андрей Андрусов.
Вряд ли у вас хватит терпения сидеть с подростком и объяснять, что такое целевая аудитория, маркетинг, воронка продаж. И большой вопрос, станет ли вас слушать подросток. С 11-12 лет для ребенка родители перестают быть первыми в рейтинге авторитетов.
Но искать ответы на вопросы дети продолжают и часто находят их у популярных блогеров. В итоге наполняются бредовыми идеями от «финансовых гуру» и могут влипнуть в неприятную историю с первой попыткой заработать свои деньги или же потерять веру в себя и свои идеи, столкнувшись с первыми трудностями стартапа.
На приеме я часто вижу, как горят глаза у подростка, сколько идей, но абсолютно нет преставления, с чего начать и чего ждать. Хотя, нет — ждут всегда сразу миллионы подписчиков и продаж.
Поэтому пополняйте библиотеку начинающего предпринимателя полезными книжками.
Чем мне нравится «Твой первый бизнес» — простые формулировки, практические задания и вопросы.
Какие проблемы решает твой продукт?
Слова — ассоциации, описывающие твой продукт/услуги?
Твой покупатель/пользователь — кто он?
Кто твои конкуренты?
Ты работаешь один или в команде?
Где покупатели найдут твой продукт — на школьной ярмарке/ в соц. сетях/с помощью сарафанного радио?
Совет психолога. Недавно в Телеграме я проводила небольшой опрос родителей, и утверждение «Заработать свои деньги для подростка — это полезный опыт, и я, как родитель, помогу, если нужно» получило 86% положительных ответов, а «Подросток должен хорошо учиться, а не думать о деньгах» только 6%.
В реальности, когда я на приеме обсуждаю с родителями расписание детей, тайм-менеджмент, допы, то в приоритете учеба и репетиторы. Как правило, выделить время и другие ресурсы на свой проект, возможный небольшой стартап, создание своего продукта, пробу в качестве предпринимателя — не кажется взрослым целесообразным. В итоге у ребенка развиваются только роль пользователя, инфантильное отношение к деньгам, страх ответственности, страх перед взрослой жизнью. Поэтому очень советую поддержать идеи своего сына или дочери — даже если они кажутся совсем не ко времени. И даже если не все закончится блестяще, это полезный опыт. Лучше учить и учиться на ошибках, когда ребенок еще под вашим крылом, чем когда в институте или позже вы столкнетесь с гораздо большими последствиями неумелого обращения с деньгами.
«Предприниматель до 18 лет. Вдохновляющие истории подростков, заработавших своим умом» Максим Батырев, Александр Чуранов, Анна Жукова, Юлия Бушуева.
Во-первых, книгу читать для вдохновения историями юных успешных предпринимателей. Когда у кого-то получилось, значит, не так страшно начинать. Даже если тебе всего 10 лет. Да, авторы собрали реальные истории детей от младшего до старшего подросткового возраста из разных регионов страны. Важно — включено много советов юриста по разным видам деятельности.
Во-вторых, читать для вдохновения идеями — тут их десятки и многие очень простые в реализации. Многим даже не приходит в голову, что любимое увлечение или хобби может приносить деньги. Вязать, делать цветы из пластика, организовать школьную ярмарку, вести аккаунты соцсетей, придумать программу уроков по созданию чат-ботов, рисовать эксклюзивные аватарки, копирайтинг, выращивание рассады, выпечка для местного кафе — продолжать можно бесконечно. Юные предприниматели описывают начало деятельности, какие сложности были, что их радует, как совмещают с учебой, что планируют развивать в своем бизнесе, кто их клиенты и что они смогли изменить в жизни других людей с помощью своего проекта, что полезного принесли в мир.
Меня особенно тронуло, как активно многие родители поддерживают и помогают стартапам своих детей. Иначе эти прекрасные истории могли бы и не случиться.
Совет психолога. Нет ничего лучше практики. Подростки, как правило, живут изо дня в день привычными маршрутами — школа, спорт, художка, дополнительные занятия. И о взрослой жизни получают представление в лучшем случае из рассказов родителей, а чаще всего из сериалов. Поэтому используйте возможность, чтобы ребенок познакомился изнутри с работой офиса, мастерской, магазина и т д. Договаривайтесь с друзьями — пусть ребенок хотя бы на день или на экскурсию сможет прийти в офис юриста, отделение банка или кондитерский цех. В каникулы организуйте на пару недель стажировку или волонтерство на мероприятии. Все это потребует усилий, но они окупятся.
Мы с родителями часто придумываемся такие варианты, и у меня есть примеры, как у детей меняется мнение о виде деятельности. Например, после дня в офисе юридической компании, подросток, насмотревшийся криминальных сериалов и нафантазировавший себе работу полную приключений, смог оценить реальность, и желания поменялись. Или после участия в волонтерском проекте в больнице девочка осознанно решила связать свою жизнь с медициной, стать хирургом.
Поддержка взрослых очень нужна и в том, чем заняться сейчас, и в выборе будущей профессии.