Нелли Абдуллина

Замело тебя снегом, Россия

В этом году я впервые почувствовала, что живу в эмиграции. Вовсе не от того, что я больше года не была в России — это случалось и раньше, а потому, что не могу приехать по чужой воле, так решили за меня. И погода соответствует настроению: «Замело тебя снегом, Россия, запуржило седою пургой». Поэтический союз двух циклонов — «Тристана» с востока, за что немцы прозвали его Russenpeitsche (русская плетка), и скандинавской, нет, не Изольды, «Гизелы» — принес небывалые метели и морозы. Драматизму и исторических ассоциаций этой природной метафоре добавил «красный снег», выпавший в первые сутки бурана — где-то над Францией в отношения Тристана и Гизелы вмешалась африканская песчаная буря. Мировые страсти сошлись в небе и обрушились на Европу. Ее строгая благоустроенность утонула в сугробах: встал весь общественный транспорт, закрылись аэропорты, завалило железную дорогу. Карантинное ограничение на выезд за пределы радиуса 15 км обросло вполне осязаемыми преградами.
2

Народный костюм как ключ к менталитету

У одного башкирского банка была гениальная реклама: «Деньги — наше национальное украшение». Это правда. Праздничный наряд башкирок щедро расшит серебряными монетами. По сути комплект из женских нагрудных, наспинных предметов одежды и головного убора и был первым башкирским банком, в котором хранились средства семьи. В черный день с них срезали монетку-другую, заменяя на раковины или пуговицы, а в худшем случае продавали целиком. Так в конце 19 в. цена женского нагрудника, тканевую основу которого узорно покрывают кораллы и серебро, как чешуя, могла достигать тысячи рублей. Для сравнения рабочая лошадь стоила тогда около тридцати рублей, а корова — от пятнадцати до сорока. И все же эти предметы праздничного костюма старались беречь до последнего — их передавали из поколения в поколение, и башкиры верили в то, что с вещами новому владельцу переходит не только сила и защита, но и черты характера прежнего. По тому, что именно женщины носили эти дорогие уборы — состояние целого рода — можно судить об особом отношении башкир к своим женам.
0