Бизнес - это коммуникация. Семейные отношения - это коммуникация. Дружеские отношения - это коммуникация. Как выступать на публике любого масштаба, чтобы достичь своей цели? Особенно в работе. Расскажу на основе моего подхода - психологии системных феноменов, опираясь на другие направления психологии.

          Помните фауну из фильма “Аватар”? Удивительна она не только внезапной шестиногостью, но и наличием у всех живых существ особых контактных хвостиков, позволяющих быстро и без помех донести до другого существа свои намерения и прийти к консенсусу. Возможно, нам неплохо было бы иметь такие и не в одном экземпляре… Но в условиях имеющейся реальности приходится пользоваться тем, что есть.

          Прием №1. Феномен каждого человека

          Конечно, узнать всех досконально не получится. Но обязательно посмотрите, кто пришел слушать. Из каких они культур. Из каких они семей. Что может служить в их глазах триггером? 

          Первое, на что будет обращено внимание, - вы сами. Внешний облик не должен будить в людях негативных эмоций. Можно позволить себе заинтересовать, но важно не переусердствовать. Чтобы еще и слушали, а не только разглядывали. На время выступления, доклада, лекции примите свое особое положение как центра внимания, держитесь спокойно и уверенно, следуйте принятым нормам этикета, не будьте развязны, но и не переусердствуйте с официальностью. Задача - создать дружественную и в меру расслабленную обстановку.

          Второе - контакт. Он должен основываться на знаниях об аудитории. Обратитесь к людям, затроньте их чувства, вызовите интерес слушателей, открыто улыбнитесь, если это уместно. Заполучив внимание, не теряйте его. Не суетитесь, сохраняйте комфортный темп речи, не жмитесь к стенам, не ползите под стол, не теребите ручку, галстук и прочие предметы.

Прием № 2. Взгляд.

          Взгляд, направленный на слушателей, открытый, убежденный в правоте, правдивости и целесообразности речи, несомненно вызовет больший интерес и большее доверие к говорящему. Не читайте с листа, смотрите на тех, кому адресовано послание.

          Как практикующий психолог со 100% уверенностью скажу - не прячьте эмоции. Проговаривайте, демонстрируйте допустимыми способами. Каждому человеку хочется видеть перед собой прежде всего Человека. Будьте внимательны к эмоциональному посылу слов: бессознательно улавливать эмоциональный фон могут все психически здоровые люди. А вот разбираться в логике чужих аргументов, проверяя каждый “на зуб”, будут, увы, не все.

          Прием № 3. “Материально-техническая база”

          У каждого оратора есть определенные особенности: темперамент, внешность, возраст, громкость и тембр голоса, сильные и слабые стороны. Понимание того, чем вы обладаете и на что можете опираться, существенно облегчает поиск того, что и как сказать. Здесь поможет хорошее знание себя. В том числе своих страхов и зон уязвимости, феноменов своих и своего рода.

          Не пытайтесь кому-то подражать! Это всегда очень заметно. И обычно отталкивает.

Прием №4. Лидер или руководитель. Флаг или жезл.

          Важным аспектом построения речи, ведения диалога, является понимание того, какова сейчас ваша роль: лидера или руководителя? В сознании эти понятия смешиваются. Это приводит к неэффективным действиям и недостижению поставленных целей даже в случае вполне компетентных и ответственных исполнителей.

          Задача лидера - воодушевить сторонников, последователей, сотрудников, команду. Задача руководителя - сделать так, чтобы команда пришла к поставленной цели, решила необходимые задачи, преодолела все трудности на этом пути и финишировала в установленные сроки. Отсюда и разница в том, что и как говорят лидеры и руководители.

Речи лидеров яркие, запоминающиеся, насыщенные образами и метафорами, они вызывают яркий эмоциональный отклик, транслируют и опираются на ценностные ориентиры слушателей. Лидер поднимает флаг, на который ориентируются и за которым следуют остальные.

          Речь руководителя должна быть четкой, ясной, очень структурированной. Отдельные части его речи могут быть адресованы определенным членам команды. Они содержательны, но не пространны. В данном случае нет хуже оратора, чем тот, кто, растекшись мыслью по древу, выпустил усыпляющее облако слов, понизив настрой и лишив энергии. Хороший руководитель подобен регулировщику на дороге: он заметен в той степени, в какой это необходимо для того, чтобы вокруг него обходилось без дорожных происшествий.

          Финальный совет

Вне зависимости от аудитории, перед которой нужно выступать, посыла и роли, важно, чтобы речь была максимально понятна, однозначно и ясно трактуема и грамотно аргументирована. И очень желательно так или иначе получать от процесса выступления удовольствие! Изучите свою настоящую систему мотивации, чтобы себе помочь. А если от публичных выступлений останавливают непереносимые страхи, стоит обратиться к психологу.