Как многие владельцы международного бизнеса, после событий февраля 2022 года, мы столкнулись со сложностями в расчетах с подрядчиками, живущими в странах бывшего СНГ. На данный момент среди моих сотрудников 99% контракторов и фрилансеров находятся в России и в Республике Беларусь и имеют счета и карты в санкционных банках.
Когда шок и непонимание, что делать, немного утихли, я стал разбираться, какие возможности платить на российские счета и карты сохранились, и искать способ, который был бы не слишком затратным для меня самого и не ущемлял бы финансово тех, с кем я работаю.
В условиях санкционных и контрсанкционных ограничений способов отправлять деньги в РФ и РБ из-за границы осталось всего 4:
- переводы SWIFT, которые стали работать очень медленно, нестабильно и с высокой комиссией. Один из моих платежей шел больше месяца, не могу сказать, что исполнитель был этим доволен.
- Банковские карты соседних дружественных стран, например, Казахстана или Грузии. Но среди моих фрилансеров никто не был готов ехать открывать карту, потому что для них это дорого. А за счет компании тоже не самое выгодное вложение.
- Выплаты в крипте. У меня всего 5 фрилансеров и они не горят желанием получать в крипте, потому что непонятно, как с неё платить налоги.
- Посредники – сервисы, через которые можно проводить оплату. Подсказка от одного из исполнителей, который уже так работает.
Наиболее предпочтительным из всех вариантов мне показалась работа с посредником. Я выбрал самый известный на тот момент Deel и какое-то время пользовался его услугами. Но комиссии за каждый шаг (за выплату каждому члену команды, за пополнение счета, за вывод свифта и пр.) заставили задуматься об экономии.
За год я попробовал Deel, Solar, Upwork, EasyStaff и даже Boosty и составил список самых важных критериев, на которые стоит обращать внимание при выборе посредника.
Критерии выбора посредника по оплате услуг иностранных контрагентов
Гибкая тарификация
Не у всех систем есть тарифы без переплат. Хотелось бы платить только за работу, которую делают исполнители. У Deel, к примеру, еще и подписка за каждого сотрудника – 49 $ в месяц.
Простота для исполнителя
Мой опыт показал, что исполнители вообще не хотят разбираться в методах платежей. Свифт долго, крипта сложно – им надо по старинке на карту, и все. Из-за таких и пришлось искать подходящий сервис.
Прозрачность и легальность с точки зрения законов
Мое юрлицо в Испании, и мне важно, чтоб с точки зрения налогов все было чисто. Исполнителям тоже хочется получать в белую. Поэтому хорошо бы, чтобы система помогала упростить процесс учета налогов и минимизировать наши обязательства.
Компетентная и оперативная поддержка
Везде, где речь идет о деньгах, технические проблемы – стресс для каждой из сторон: а сколько ждать, а вдруг не дойдет, а где потом искать. Поэтому важно, чтобы в случае сбоев техническая поддержка могла бы быстро и качественно все наладить.
Как я выбирал платежный сервис для фрилансеров
Для начала мы с сотрудниками составили список всех платежных систем, которые дают возможность проводить выплаты исполнителям в РФ. В него вошли Deel, SolarStaff, EasyStaff, Rocketwork, Arbonum, MassPay.
Часть этих сервисов была мне знакома, некоторыми уже пользовались наши подрядчики, а другие оказались для меня новыми. У каждого из них, при близком рассмотрении, были как преимущества, так и недостатки, которые делали эти сервисы не совсем подходящими для наших целей. Вот те, которые показались мне наиболее перспективными.
Arbonum
Комиссия от 3 до 10%. На моих оборотах будет ближе к 10%. Юрлица зарегистрированы в Армении и в Красноярске.
RocketWork
Сервис, который в качестве преимущества делал упор на комплекс услуг: и помощь с поиском исполнителя, и выплата налога на самозанятых, и пр. Нам не нужно было так много дополнительных опций.
Deel
На момент рассмотрения сервис не проводил выплаты на карты в РФ, давал возможность получать SWIFT в долларах в несанкционные банки. Но две трети моих сотрудников пользовались услугами банков из “желтой” и “красной” зоны, а крипту, как уже говорилось, в качестве расчетного средства не рассматривали. Так что этот вариант тоже не подошел.
EasyStaff
Сервис зарегистрирован в Литве, что делает удобным взаимодействие с ним внутри Евросоюза. Плюс работа с компанией по B2B договору через Литву исключает возникновение VAT – мне показалось, это важно. В тарифной сетке есть комиссия за однократные платежи – 39 евро или от 4-5%. Можно пополнять и выводить средства разными способами – с помощью карт, переводов, крипты и пр.
В общем, посредника, который дает возможность официально рассчитываться с исполнителями РФ и РБ и выводить деньги разными способами, найти можно. Но у всех своя специфика. Мы еще не решили, как будем работать: использовать комбинацию нескольких систем для разных задач и потребностей или остановимся на одной платформе.