«В эпоху перемен женщины побеждают» — эта цитата Ирины Хакамады в какой-то момент стала моим девизом: на протяжении многих лет я убеждаюсь, что в самые непростые для экономики времена именно женщины добиваются наибольших высот в карьере и заработках. На прошедшем в сентябре саммите Forbes Woman, слушая истории главных self-made women страны, я в очередной раз убедилась, что 90% успеха в бизнесе зависит от эффективных коммуникаций. А уж в этом женщины гораздо сильнее мужчин.
Женщины не боятся перемен
Женское предпринимательство растет в нашей стране в геометрической прогрессии. По данным Минэкономразвития, в России в 2023 году количество женщин, имеющих свое дело, увеличилось на 27% — почти на треть! И это в условиях, мягко говоря, нестабильной экономической ситуации, когда про «нескончаемый кризис» нам кричат на каждом углу. Женщины все чаще создают стартапы, занимаются фрилансом и осваивают малый бизнес. Платформы для онлайн-торговли и маркетплейсы упростили доступ к бизнесу, не требуя больших стартовых вложений и давая возможность совмещать работу с другими обязанностями, например, воспитанием детей.
Удаленная работа, которая уже стала нормой, также позволяет многим женщинам совмещать работу и семью. И по моему опыту управления бизнесом, смело могу сказать, что преимуществами удаленки женщины пользуются больше, чем мужчины, поскольку, чаще всего, у них куда лучше обстоят дела с самоорганизацией и многозадачностью.
Женская сила — поддержка и менторинг
В отличие от большинства мужчин-предпринимателей, которые зачастую ведут бизнес из позиции конкуренции, у женщин лучше развита способность поддерживать друг друга. Одни вдохновляются примером успешных коллег и инфлюенсеров, другие готовы поддержать подругу словом и делом, из чувства взаимопомощи, даже если та — их прямой конкурент по бизнесу. От природы не уйдешь: у женщин традиционно в характере меньше развито соперничество и конкуренция, а больше — коллаборация и взаимопомощь.
За поддержкой и кооперацией женщины охотнее приходят на курсы и в различные образовательные сообщества. Можно сказать, что женщины, в целом, охотнее учатся, и зачастую именно учеба становится отправной точкой для приобретения новых полезных знакомств и связей.
Мягкие навыки для жесткого бизнеса
Текущие изменения в экономике и бизнесе делают упор на «мягкие» навыки: способность работать в команде, решать конфликты, вести переговоры и находить баланс между личными и профессиональными задачами. Многие исследования показывают, что женщины демонстрируют более высокий уровень мягких навыков, что позволяет им успешнее выстраивать отношения с коллегами, клиентами и партнерами. Это дает женщинам возможность развиваться в таких секторах, как HR, PR, консалтинг и другие, где высокий заработок возможен именно благодаря эффективному взаимодействию с людьми.
Мой личный опыт это только подтверждает. У нас в народе популярно утверждение, что «женской дружбы не бывает», так вот: в далеком 2010 году мы — группа коллег из Unilever — очень подружились, нас было пятеро: три девушки и два молодых человека. Мы несли эту дружбу долгие годы, но десять лет спустя в джазе остались только девушки. Три девушки, которых судьба разбросала по разным компаниям и странам, продолжают поддерживать друг друга, вдохновлять, заражать успехом.
Я очень уважаю мужчин, и не умаляю их качеств. Но в разведку я возьму с собой подругу!