Наталья Рогачевская основатель и генеральный директор HR-агентства по подбору и адаптации эффективных команд поделилась со мной наблюдениями и рассмотрела характеристики и особенности поколений Y и Z, а также дала рекомендации по управлению этими группами сотрудников.
«Каждое поколение должно пройти свой путь, но чаще всего оно не понимает, что прошлое — это лишь основа будущего»
Это высказывание отражает различные аспекты отношения между поколениями и подчеркивает важность понимания и диалога между друг другом. На мировоззрение и ценности человека влияет семья, близкое окружение, а также социальная и экономическая среда периода, в котором он родился. Каждое следующее поколение вбирает в себя ценности новой эпохи, строит жизнь в направлении, соответствующем современному ритму жизни, веяниям. Мы не похожи на наших отцов и прадедов по отношению к жизни, мы умеем пользоваться новаторскими гаджетами и знаем, в чем суть Интернета.
Трансформации мира оставляют отпечаток на каждом новом поколении: мы становимся более раскованными, свободными, уверенными в себе, много знаем и мало нуждаемся в вещах, бывших в приоритете у наших предков. Когда несколько поколений встречаются в одном офисе, руководителю приходится столкнуться с очевидной проблемой. Управление сотрудниками старшего поколения абсолютно не сочетается с методами, которые нужно применять в управлении молодыми работниками.
Люди, родившиеся в 1963-1984 годах, прошли эпоху глобальных политических изменений и внедрения технологических новшеств. Они способны альтернативно мыслить, обучаться новому, подстраиваться, выбирать. Большинство из них начало рано работать, они прекрасно знают, что такое трудности, самостоятельность и выживание.
Ценности поколения X – трудоголизм, индивидуализм, способность к конкуренции, стремление к профессиональному росту, экономичность, прагматизм.
Данная категория людей имеет прекрасное образование, направлена на достижение поставленных целей, умеет решать сложные задачи. Сотрудники поколения X — «золотая» кадровая группа. Это энергичные и ответственные люди, готовые заниматься постоянным самообразованием, активно развивая карьеру. Они понимают, что изучение новых технологий и информации — ключ к их успеху.
Для компании сотрудники поколения X представляют существенную ценность. Их несложно обучать и не нужно переучивать, они имеют увесистую базу знаний и опыта, ориентированы на достижение высоких результатов своей деятельности, активно внедряются в задачи любой компании.
Как управлять людьми поколения X?
Сотрудники этой категории покажут высокий уровень эффективности труда, если в компании есть перспектива стабильности, профессионального роста и правильная мотивация. Они с радостью примут условия корпоративного обучения, так как знают, что им необходимо повышать свою компетентность, чтобы прорваться и выжить в условиях внезапного кризиса или глобальной проблемы.
Сотрудников поколения X необходимо удерживать в компании и предоставлять им стратегическую информацию для разъяснения целей компании, вовлекая их в управленческие решения, касающиеся развития предприятия. Они составляют самую динамичную группу персонала компании, однако если их не устроят мотивационные программы, они будут искать новую работу даже в период кризиса, несмотря ни на что повышая свое материальное благополучие. Сотрудники этой возрастной категории знают, что такое трудности, и готовы преодолевать их вне зависимости от обстоятельств.
Поколение Y: свобода и стремление
Современное поколение Y (период рождения 1984-2000 г.г.) — свободные и раскованные люди, адаптированы к изменениям, общительны и позитивны. Их взросление происходило в период мощного прогресса технологий, они легко владеют компьютерными управлением, непринужденно общаются, знают, что такое виртуальность. Ценности поколения Y сложились под влиянием экономического подъема, их отличает от предшественников высокая компьютерная грамотность, свобода в выборе, широкие интересы, и что очень важно — отсутствие шаблонного подхода к деятельности.
Ценности поколения Y — свобода и реализация, они находят себя в творчестве, фрилансе, прекрасно разбираются в модных веяниях, уважают личную свободу и независимость. Обладают хорошими способностями к обучению, выбирают для работы крупные компании, известные на рынке. Это хорошие работники, легкие на подъем: они быстро адаптируются к переменам, участвуют в корпоративной жизни компании, их чаще посылают в служебные командировки и на выездные мероприятия.
Такие люди нацелены на построение быстрой и успешной карьеры: долгий восход «от низов» до «верхушки» их не прельщает. Сотрудники поколения Y хотят стремительно расти в профессиональном русле, получая сразу высокие гонорары. Они могут осваивать несколько профессий одновременно, обучаться дистанционно и охватывают несколько потоков разносторонней информации.
Как управлять людьми поколения Y?
Сотрудник Y будет активно трудиться, если на предприятии организована четкая и интересная ему корпоративная культура, выделены миссии компании, ценности, традиции предприятия. Задачи необходимо ставить конкретно и четко, указывая нюансы задания.
Поколение Z уже родилось в цифровом мире (период рождения с 2000 г. по настоящее время). Они не представляют себя без мобильного телефона или современных гаджетов, многое уже знают и умеют. Это быстро взрослеющее поколение, растущее стремительными темпами, дети-гении. Они воспитаны на информационных технологиях, быстро обрабатывают информацию и ориентируются в новаторских разработках. Ребенок 5-6 лет уже может самостоятельно пользоваться интернетом, выполняет несколько задач одновременно.
Люди, рожденные в период с 2003 года и далее еще очень молоды, чтобы показать свои таланты и профессиональную мощь. Технологии и ценности меняются стремительно, и пока трудно сказать, что будет у них в приоритете и какими будут сотрудники нового поколения, а ценности поколения Z будут сводиться к свободному общению, восприятию мира с энтузиазмом.
Резюмируя все выше сказанное, я делаю следующий вывод:
Поколение Y
1. Характеристики: Они стремятся к быстрой карьере и высокому доходу, легко адаптируются к изменениям и активно участвуют в корпоративной жизни.
2. Управление: Для эффективного взаимодействия с ними важно четко формулировать задачи, предоставлять ясные инструкции и давать возможность проявить креативность.
Поколение Z
1. Характеристики: Это цифровые аборигены, которые быстро обрабатывают информацию и умеют работать с несколькими задачами одновременно. Они привыкли к технологиям и ценят свободу выбора.
2. Управление: Для них важно создать среду, где они могут свободно общаться и проявлять свои идеи. Это поколение требует гибкости и возможностей для самовыражения.
Рекомендации по управлению:
1. Четкая постановка задач: Убедитесь, что задания формулируются конкретно, с указанием всех необходимых деталей.
2. Креативность и свобода: Дайте сотрудникам возможность проявить креативность в выполнении заданий, чтобы они могли использовать свои навыки и знания.
3. Гибкость: Позвольте сотрудникам работать в удобном для них режиме, что особенно важно для поколения Z.
4. Обратная связь: Регулярно предоставляйте обратную связь, чтобы сотрудники понимали, как они могут улучшить свою работу.
Не будем забывать, что наше будущее в руках поколения Z и эти подходы помогут создать продуктивную рабочую атмосферу и максимально раскрыть потенциал сотрудников разных поколений.