Артуру Омарову 28 лет. По основной специальности он IT-инженер: «Но с раннего детства я знал, что хочу заниматься либо кино, либо палеонтологией. Кино в итоге вышло на первый план. Я бы сказал, что стараюсь все изучать самостоятельно, но на самом деле просто люблю смотреть кино». Не имея режиссерского образования, Омаров уже снял ряд короткометражек, включая самую на данный момент успешную — одноминутный фильм катастроф «Гребаные вольвоксы», триумфально объездивший полмира. Онлайн-премьера — у нас.  

Вот это воспитание! Первыми фильмами, которые я посмотрел осознанно, были «2001 год: Космическая одиссея», «Чужой», «Муха» Дэвида Кроненберга и шумахеровский «С меня хватит». Мне было лет шесть-семь. Наверное, тогда я и понял, чем бы мне хотелось заниматься в жизни. Но впервые я осознал, что на самом деле могу снять свой фильм, в старших классах школы. В те годы для школьника из провинциального городка (Владикавказа — Прим. ред.) было большой проблемой найти хоть какую-нибудь видеокамеру, и свои первые опусы я снимал на доисторический полуразвалившийся агрегат с неработающим кассетником, так что за ним приходилось таскать огромный VHS-магнитофон, на который велась запись.

Этюдный метод. В университетские годы я снял несколько черно-белых работ на грани видеоарта и свирепого до слез артхауса. К счастью, большая часть из них закончила свою жизнь на этапе монтажа. Единственная законченная, которая мне до сих пор нравится, называется «Illeality этюд #2» (в то время меня тянуло к помпезным маловнятным названиям, но больше всего нравилось, когда люди спрашивали: «А где этюд #1?»). В ней катастрофическая операторская работа и ужасный звук, но это единственная моя ранняя работа, за которую мне до сих пор не стыдно. Плюс это единственная вещь, которая нравится моей жене из всего, что я снял до встречи с ней.

Тень Филиппа К. Дика. Касательно «Вольвоксов» мне обычно задают два вопроса: о чем был фильм и почему мы выбрали такой странный формат, как одноминутное кино. На первый вопрос я стараюсь вообще не отвечать, потому что ответ получается длиннее, чем идет сам фильм. Один парень как-то сказал, что «Вольвоксы» — это фильм о том, что маленькие проблемы могут занять тебя настолько, что ты не заметишь апокалипсиса за окном. Будем считать, что он был прав. Одноминутным кино же мы вовсе не собирались заниматься. Мы с женой работали над получасовой короткометражкой «Привет, Принц», в которой были заняты те же двое актеров, которые сыграли в «Вольвоксах». Постоянно возникали какие-то проблемы, становившиеся причинами долгих простоев в работе над фильмом. Как-то раз мы с актерами засиделись до самого утра, обсуждая, что делать с нашим проблемным дитя. Часам к пяти утра наши разговоры стали напоминать диалоги из «Помутнения» Филипа Дика, и когда Дима Гетоев сказал, что для полной картины не хватает метеорита, падающего на город, я понял, что из этого момента может получиться классная зарисовка.

Привет, артисты! Саша Серова и Дима Гетоев — оба непрофессиональные актеры и наши хорошие друзья. Диму мы знали уже достаточно давно, а с Сашей познакомились через общих друзей, когда искали актрису на главную женскую роль в «Привет, Принц». К моменту съемок «Вольвоксов» мы уже давно нашли общий язык и прекрасно понимали друг друга.

Небо становится ближе. Фильм мы сняли на кухне нашей тогдашней съемной квартиры. С десятого этажа открывался очень милый вид, но ключевым элементом на экране все же было небо, поэтому пришлось отдать ему значительную часть кадра.

Счастливчик Лаки. Мне очень нравится то, что делает в своих фильмах Лаки Макки. Пожалуй, он оказал на меня значительное влияние не столько в плане конкретных референсов, сколько в показательном примере того, чего можно достичь, сняв в далеком 2000-м такое кино, как All Cheerleaders Die.

История метеорита. Life imitates art. Наш художник по визуальным эффектам, начиная работать над метеоритом, перелопатил кучу референсов и никак не мог найти устраивающее его решение. В итоге работа над метеоритом, который занимает на экране пару секунд, растянулась на полгода. В памятный день, когда на Челябинск упал настоящий метеорит, я понял, что мы излишне увлеклись, и молча скинул ему на почту несколько видео с YouTube, на которых в небе виден только дымный след и яркая точка. Он, в свою очередь, так же молча, прислал мне готовый проект с готовым метеоритом на следующее утро. Забавно еще то, что, работая режиссером монтажа на ТВ, я умудрился снять фильм без единой монтажной склейки.

Вольвоксы, конечно. Одна из моих первых экспериментальных работ рассказывала о гигантских вольвоксах, которые пытались интегрироваться в человеческий социум, и поэтому, когда возник вопрос, о чем именно будут говорить наши герои, я сразу же сказал: «Конечно, о вольвоксах!» Мне нравится, как идеально эти милые колониальные организмы вписались в особое настроение странных разговоров, которые люди ведут в пять утра, когда вроде бы уже и совсем пора ложиться спать, и в то же время смысла особого нет, потому что уже почти совсем день. Да, и у вольвоксов, кстати, есть аналог полового процесса, практикуемого среди многоклеточных животных.

Кто рано встает. «Гребаные вольвоксы», на самом деле, идеальный пример «безбюджетного», в буквальном смысле, кино: все, что нам нужно было сделать, — это собраться в пять утра в одном месте.

Минутное дело. На кинофестиваль Filminute, который и дал «Вольвоксам» путевку в фестивальную жизнь, мы попали случайно. Отправляя заявку, я никак не рассчитывал, что мы пройдем в конкурс настолько серьезного смотра, и сделал это просто для галочки. Filminute — это крупнейший в мире фестиваль одноминуток, в жюри которого в разные годы побывали, к примеру, оскаровский лауреат Пол Хаггис, сценарист двух фильмов нового «Бонда», и Нил Бломкамп, автор «9-го района», «Элизиума» и «Робота по имени Чаппи». «Вольвоксы» очень понравились Джону Кетчаму, директору и председателю жюри Filminute. Джон помог нам поверить в свои силы, и именно ему мы обязаны тем, что все-таки нашли в себе решимость закончить «Привет, Принц», без которого не было бы и «Гребаных вольвоксов». К тому же нам очень повезло, что в тот год в жюри среди прочих был Ричард Линклейтер, автор нашей с женой любимой кинотрилогии «Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью». Как раз вышла последняя часть трилогии, и мы еще смеялись: пока мы смотрим «Перед полуночью», только-только с Берлинского фестиваля, Линклейтер на Filminute смотрит «Вольвоксов». На мой взгляд, в том году на Filminute была самая сильная программа за историю фестиваля, и тем сильнее было наше удивление, когда «Вольвоксы» взяли специальную премию жюри. С тех пор фильм побывал на шести других фестивалях в разных уголках мира, в основном во внеконкурсных секциях, посвященных сверхкоротким фильмам, и обзавелся еще одной специальной премией жюри.

Планы на настроение. Я уже долгое время пытаюсь заняться съемками полного метра, и если все будет складываться успешно, то в этом году мы наконец запустимся. Параллельно работаем над серией короткометражек, которую поставит моя жена, и которые чем-то будут напоминать «Вольвоксов» по настроению.

Межвременная герилья. У меня был один сценарий для короткометражки о путешествиях во времени, межвременной торговле оружием и непростых отношениях двух главных героев. Со временем эта история обрастала деталями, мир героев, внешний и внутренний, становился глубже и сложнее, и в конце концов она выросла в сценарий полнометражного фильма, отчасти напоминающего по настроению романы Филипа Дика и Джеффа Нуна. Ключевым фактором для нас остается вопрос бюджета, но это изначально была очень камерная история, которую, в крайнем случае, можно было бы сделать в guerilla style, что-то в духе того, как работают Шейн Каррут и Скотт Ширмер. Полагаю, этот «крайний случай» в итоге и будет основным вариантом.

ДРУГИЕ ФИЛЬМЫ ПРОЕКТА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].