Александра Лихачева уже участвовала в нашем проекте в 2013 году с провокационным мокьюментари «Катя Креналинова». «Длинное. Черное. Облако опускается» — по-настоящему документальный фильм, но не менее хулиганский, чем «Катя», снятая во время обучения в мастерской Алексея Учителя во ВГИКе. И не менее актуальный и прогрессивный — как всё, что делает Лихачева. «Облако», включенное нами в список лучших фильмов 2014 года, — хроника путешествия двух друзей из Москвы в Сочи, вроде бы с целью попасть на Олимпиаду, но истинное желание героев — почти как у парней из фильма «Достучаться до небес» — увидеть море. Из недлинной картины Лихачевой наши потомки смогут узнать, как жили и что чувствовали россияне 2010-х годов, гораздо больше и лучше, чем из всех газет и телесюжетов. «Хочу сказать спасибо Виталию Манскому и Виктории Белопольской. Они взяли кино на “Артдокфест”, и “Зеркало”, и “Флаэртиана” были благодаря им. Я картину никуда не отправляла, пару заявок заполнила. “Артдокфест” — участник. “Лавровая ветвь” — номинация. “Флаэртиана” — спец упоминание жюри. “Зеркало” — участник. ZagrebDox – участник». Онлайн-премьера — у нас.

Было много всего. На втором курсе с Артемом Тарасенковым снимали треш-комедию в общаге ВГИКа. Выбросили измазанного кровью китайца с 10-го этажа в коробке из-под китайского телевизора. Была камера и шесть дедалайтов. Два выпросил Твердовский. Как-то с Морадом Абдель-Фаттахом окопались в подмосковном цыганском таборе — царство цвета и золотого багета. Сняли там трогательную, вроде «Ромео и Джульетты», историю. Документальную. С Лешей Благутиным переводили пленку на мои психоделические игровые истории. Кран не помещается в ресторан «Лебединое озеро». Ну, и пленка — любовь. Красиво чертовски вышло. Ох, было много всего. Есть брошенный док. Работа за деньги. Баловство короткометражное. Клипы. Реклама.

О новых Чебурашке и Гене. Про «Длинное. Черное. Облако опускается» дело было так. История сама пришла ко мне, поздоровалась. От них, от героев. Меня люди вдохновляют на все. Я ими загораюсь, что-то сочиняю, пока не захлебнусь. А потом нахожу новых. Именно эти герои, потому что парочка: Чебурашка и Гена, Толстый и Тонкий, Бивис и Баттхед. Знаю ребят давно. Работалось с ними неожиданно просто. Сели, поехали, зажили в кадре. Много смеялись. Название появилось из материала. Посмотрели диалог на мосту, вспомнили саундтрек к фильму, взяли оттуда подходящую строчку.

О маршруте съемок. Съемки проходили на трассе «Дон». Одиннадцать дней мы ехали к морю и обратно. Воронеж, Павловск, Каменск, Богучары, Донецк, Ростов-на-Дону, Краснодар, пляж. Нам везде помогали, пускали, кормили, поили. Никто и нигде не был против камеры. Замечательный Сергей, хозяин стриптиз-клуба в Ростове, спасибо!

О чутком композиторе. Музыка в фильме классная. Но сейчас мы можем больше. Композитор — Лиля Даниева. Это был мой первый опыт работы с композитором, и я не умела объяснить, чего хочу. Но Лиля каким-то чудом поняла меня и услышала наше кино. Стала полноценным соавтором. Лично я композиторов не ищу, чуть что, звоню Даниевой и прошу поддержать мои затеи. Всем рекомендую, хотя и ревную.

О самом сложном. Самым сложным было перестать в фильме сомневаться в начале. И смонтировать в конце.

О том, что в памяти. Историй с площадки нет. У меня осталось только ощущение — все время в пути, холодно, сыро, красиво, пусто, бедно, вкусно, люди добрые, адская головная боль, берег моря. Москва — тиски.

О штанишках формы. Проблемы формата для меня не существует. Это ощущение внутри. В какие штанишки ты хочешь влезть сегодня — короткие или длинные.

О нормальной жизни. История актуальна. Можно сесть и поговорить на острые темы, можно написать текст, кино снять, например. Все вот поделились на красных и белых, левых и правых, ватников и хипстеров. Ищут национальную идею любви и ненависти. И я где-то здесь.

Саша и Денис — антипод Кати Креналиновой. Она активно против системы, парни же вполне существуют в ней. А мне интересно. Есть мнение: «С ними должно было случиться что-то эдакое!» Ага. И с вами. Но не происходит. Это жизнь, что ли. Если коротко.

О героической документалистике. Сколько потратили — знаю. Оборудование, зарплаты, экспедиция и т. д. — стандартный набор. А вообще, бюджеты в доке крошечные, забавные такие, смешные. Можно собираться, как в американских клубах для стендапщиков, перечислять бюджеты и смеяться. От души. Документалистам, видимо, чего-то не надо в этой жизни, считает государство, чиновники. Ну, там есть, платить за жилье, одеваться, детей у них нет и далее по списку. А документалистика у нас при этом молодая сейчас куда талантливее и осмысленнее игровиков. Упс.

О желаниях. Хочу снять документальную картину, игровой дебют и попробовать себя в одной анимационной истории, мной написанной. Всем этим. Идеи на полный метр есть. Катастрофа — три. Все кардинально разные. Расскажу — сбудется?

ДРУГИЕ ФИЛЬМЫ ПРОЕКТА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].