Мир — и Запад, и Восток — переживает помешательство на дизайнерских вагинах. В Индии мода на пластические операции женских гениталий растет и в метрополиях, и в деревнях. В США сразу несколько известных женщин — Шэрон Осборн, певица Синитта и британская телезвезда Джемма Коллинс — друг за другом рассказали, что прошли лабиопластику. Австралийские медики отметили сильный рост интереса к этой операции у несовершеннолетних девушек. Когда говорят «дизайнерская вагина», подразумевают как раз лабиопластику (укорачивание малых половых губ), хотя к понятию относится также сужение влагалища с помощью уколов гиалуроновой кислоты, уменьшение капюшона клитора и манипуляции с большими половыми губами. Первые операции стали делать еще в конце 80-х, но спрос подскочил в 2010 году: в Австралии число женщин, которые легли под нож, возросло троекратно, в Великобритании — пятикратно.

Почему женщины идут на операцию? Есть мнение, что под влиянием порнографии у них появляются претензии к собственному телу. Но кто хоть раз разглядывал «рабочие инструменты» порноактрис вблизи, тот помнит, что они довольно разнообразны. Куда более жизнеспособна гипотеза, согласно которой женщины (особенно молодые) не удовлетворены внешним видом своих половых органов из-за недостатка знаний: на изображение вагины до сих пор повсеместно наложено табу, поэтому многие женщины просто не представляют, насколько сильно могут отличаться друг от друга здоровые половые органы без аномалий. Стандарт просто невозможно определить. Поэтому его придумали: в 2005 году доктор Ред Алинсод изобрел «вагину Барби». Чтобы такую сделать, малые половые губы отрезают полностью. В результате вагина становится более детской и кукольной на вид. Доктор подобрал удачный образ, и многие на него клюнули. Он с большой гордостью рассказывал о том, как пациенты с порога заявляли: «Я хочу “Барби”!»

Гинеколог Ниту Баджекал написала колонку в Huffington Post, где рассказала о тенденциях, которые наблюдает среди пациенток. Пять лет назад ей попадались одна-две девушки, которые хотели сделать пластическую операцию, потому что из-за формы вульвы им было некомфортно ездить на велосипеде и пользоваться тампонами. Доктору не составляло труда отговорить их от хирургического вмешательства, которое, по ее словам, могло спровоцировать еще большие проблемы. Сейчас запросов на операции куда больше, и пациентки идут не к гинекологу, а сразу к пластическому хирургу. Баджекал, как и ее коллеги, в ужасе: «Лабиопластику можно сравнить с женским обрезанием. Разница только в том, что лабиопластика производится по желанию женщины, а на обрезание ее ведут силой».

Самый болезненный вопрос, по мнению Ниту Баджекал, — способы продвижения женской генитальной пластики. Влиять на разгул рекламистов и маркетологов можно только давлением профессионального авторитета медиков, считает она. Баджекал стала одним из авторов объемного документа «Пластическая хирургия женских гениталий: этические соображения» (выпущен Королевским колледжем акушерства и гинекологии Великобритании), в котором отдельная глава отведена строгим рекомендациям по рекламе этих хирургических услуг. Там прописаны совершенно очевидные вещи: «Маркетологи не должны давать нереалистичных обещаний», «Врачу стоит четко ограничить свои компетенции в беседе с потенциальным пациентом и давать только проверяемую информацию», «Нельзя пользоваться психологической уязвимостью пациента и его неосведомленностью в медицинских вопросах». Впрочем, как говорит составитель документа, специалисты по рекламе постоянно посылают эти заветы куда подальше.

Вот несколько примеров того, как медиаспециалисты аккуратно подкладывают женщин под нож. Врач клиники эстетической медицины в коммерческом интервью говорит о том, что операция по созданию дизайнерской вагины, в первую очередь, избавляет гениталии «от несовершенств», а заодно и от физического дискомфорта. «Несовершенства» — врач-гинеколог, импозантный седовласый старец в белом халате, использует слово из лексикона бьюти-блогера. Он берет вроде бы правильный аккорд: «Желание оперироваться должно быть обоснованным», — и тут же добавляет, что одним из показаний для хирургического вмешательства являются эстетические приоритеты самих пациенток.

Еще пример. Одна журналистка решила в качестве эксперимента пройти консультацию в клинике эстетической медицины. Девушка сначала подыгрывала врачу, а потом сказала, что сомневается, стоит ли ей что-то отрезать, — специалист тут же перешел на отеческий тон и дал ей понять, что другие девушки, которые воспользовались его услугами, пришли с тем же первоначальным запросом, что и она. «Главное — быть счастливой» — прозвучало в конце.

Наконец, на сайте с отзывами о пластических хирургах RealSelf есть огромный раздел с дневниками женщин, которые рассказывают и о причинах, по которым они решились на лабиопластику, и о том, как состоялась консультация, и о самой операции и сроках восстановления со всеми физиологическими нюансами. Почти каждая из них говорит примерно так: «Мне очень повезло с врачом. Он оказался очень чутким и понимающим человеком...» Женщины ведут свои дневники в среднем три недели, до момента, когда отеки почти спадают и швы начинают рассасываться. Рубцевание, потеря чувствительности и другие возможные последствия операции в долгосрочной перспективе, о которых говорила гинеколог Ниту Баджекал, если и случаются, то остаются за кадром. Наблюдатели видят счастливый хоровод из тех, кто после операции проводит неделю дома лежа с пакетом льда между ног и потом уходит навстречу новой жизни. Психологи Джемма Шарп и Джули Маттиск из австралийского Flinders University решили изучить то светлое будущее, в котором оказываются женщины с успешно зажившими вагинами Барби по окончании послеоперационных дневников. Их опрос показал, что новый вид половых органов не прибавляет уверенности в себе и не устраняет сексуальных комплексов.

Сама риторика, которая ведется вокруг вопроса лабиопластики, способствует укоренению мыслей об «идеальной» вагине. Когда процедуру называют «Барби-операцией», когда хирургическое вмешательство называют дизайном, бесполезно минутой позже делать оговорки насчет того, что вообще-то ради красоты резать и ушивать — это не вариант, и сначала надо поговорить о целесообразности вмешательства с гинекологом и психологом. Нет-нет, что там было про дизайн? Посеять навязчивую мысль о той или иной части тела просто: показать или упомянуть объект, названный эталоном, и тут же оставить человека переваривать увиденное наедине с самим собой. Простой способ перестать об этом думать — постараться избавиться от зацикленности на себе и вспомнить о других. В данном случае — о других вагинах. В 2008 году скульптор Джейми Маккарти составил коллекцию из 400 слепков женских половых органов. При взгляде на панно из гипсовых вульв становится ясно, что стандарта нет. Нет даже двух, трех, пяти популярных типов, нет двух похожих. В этот момент мысль о том, что один человек попытался обозначить идеал, становится смешной.