По улицам района Кройцберг текли многонациональные толпы. Ритмы сальсы сменялись индонезийской музыкой, а затем все перекрывал заводной ритм десятков барабанов. Сложно было представить себе, что ты находишься в Берлине
Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская
Кройцберг — это то место, где вечные студенты живут бок о бок с эмигрантами из Турции. В начале лета здесь по традиции устраивают Карнавал культур. И район тогда выглядит так:
Или так:
Карнавал — самый большой праздник города. В этот день люди всех представленных в городе национальностей заявляют о себе громкой музыкой и веселыми танцами. Это день, когда у приезжих больше прав, чем у коренного населения. В этом году в гуляньях приняли участие более полумиллиона человек, а развлекали их 140 уличных процессий. Здесь были эквадорцы, тайцы, буйные бразильцы, тихие кочевники-монголы на дорогих машинах, перуанцы в сложных масках и скромные вьетнамцы. Участники карнавала представляли все континенты и уголки планеты, но тон задавала Латинская Америка.
Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская
По традиции карнавал открывала бразильская группа Afoxé Loni. Среди ее участников были и коренные берлинцы. Немецкие женщины и мужчины отчаянно крутили всеми частями тела. Цветана Пенова, уроженка Петербурга, а сейчас дизайнер крупнейшего немецкого издательства Cornelsen, успела к самому началу шествия.
Наряд этого мужчины не меняется много лет, я даже танцевала с ним когда-то давно на вечеринке экологической организации.
Группа из Колумбии в отличие от бразильцев решила отойти от национальных корней и соорудила копию ворот Иштар, охранявших в IV веке до нашей эры въезд в Вавилон (теперь они находятся в берлинском музее Пергамон).
Почему колумбийцы вдруг решили показать в Берлине эти ворота, мне пояснила участница шоу Лорена Файг.
Здесь были не только национальные группы. В какой-то момент к празднику присоединилась колонна протестантских священников, танцующих под техно.
Затем прошла группа защиты прав эмигрантов, следом какие-то волонтеры под песню The Wall группы Pink Floyd изображали падение Берлинской стены. На футболках у них было написано «1989—2009», а в руках они держали пустые обувные коробки, символизирующие кирпичи. А вот привычных уже трансвеститов в этом году было совсем мало — скорее всего потому, что скоро у них намечается свой собственный карнавал.
Следом замелькали представители невымирающего племени городских сумасшедших. Старик на велосипеде, украшенном зелеными ветками, выделывал сложнейшие па, ставил машину на дыбы и корчил рожи. «Последний эколог», — пошутил кто-то в толпе.
Среди женщин на каблуках, с обнаженными ягодицами, обсыпанными блестками, удивительно невинно смотрелись одинокие представители Восточной Европы — хорваты среднего возраста и украинцы, танцевавшие под «Светит месяц, светит ясный».
Ни русских, ни поляков среди участников карнавала не было — хотя они представлены в Берлине стотысячными коммунами.
Берлинский карнавал сам следит за порядком. И хотя народ пьет много, эксцессов не бывает, а поэтому нет тут и полиции — порядок регулируют молодые парни и девушки на самокатах, одетые в оранжевые куртки и жилетки с надписью Ordner.
Других мер безопасности карнавалу явно не нужно. Дети стояли вместе со взрослыми, берлинцы коренные рядом с недавно приехавшими, мамы и папы с колясками для близнецов, лилипуты, африканцы и японцы, туристы и старухи-турчанки. Все с удовольствием смотрели на карнавал и друг на друга. И спорное утверждение о мирном сосуществовании разных народов в Берлине в этот день казалось неоспоримым.